Эмоции у младших школьников

Алексей Гадаев
Методы общения с младшими
Методы общения с младшими школьниками.
Индивидуальная неповторимость каждого младшего школьника, характеризует его значительное отличие от других детей.  Индивидуальные особенности различий детей  выявляются педагогом-психологом на основе наблюдений и психодиагностики по типу темперамента. Особенности типов темперамента достаточно просто фиксируются в наблюдении: они проявляются в поведении и деятельности  детей. Темперамент  - это характеристика человека со стороны его динамических особенностей (темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний).  Темперамент младшего школьника проявляет себя в сфере активности  эмоционального функционирования. Работы Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина показали. что четыре типа темперамента (ребенок- сангвиник, ребенок-флегматик, ребенок-холерик, ребенок-меланхолик)  как наиболее обобщенные вполне могут быть использованы для изучения индивидуальности младших школьников в практике педагога-психолога.
Методы общения с ребенком-сангвиником.
Для начала детям нужно овладеть базовыми социальными навыками: умением слушать другого, умением поддержать тему разговора, имением тактично критиковать и хвалить другого. что не всегда у них получается в силу импульсивности. Хотя ребенок-сангвиник очень общителен, у него много друзей. но привязанности у него не глубоки. он не стремится понять своих товарищей, проникнуться их чувствами.
Методы общения с ребенком-флегматиком.
Ребенок отличается от ребенка-сангвиника своей сдержанностью в поведении, настороженностью. Громкий хлопок в ладоши поможет ребенку-флегматику отвлечься от побочных дел. Детям-флегматикам очень нравятся сказки и фантазии. Желательно таким детям развивать профиль личности в направлении получения объективной информации в отношении своего социального статуса и социальных ожиданий класса, по скольку дети-флегматики, как правило равнодушны к критике. Для обучения детей корректной критике желательно учить их анализировать поступки людей. Детей-флегматиков нужно заинтересовать, но не стоит постоянно поощрять, так как дети привыкнут к похвале и будут равнодушны к ней. Хвалить надо редко и дети-флегматики будут стремиться к завоеванию любви.
Методы работы с ребенком-холериком.
Основной акцент в работе с такими детьми ставится на развитие эмоциональных процессов и состояний, а также на развитие альтруизма, чувства справедливости, внимания к чувствам других людей. Ребенок-холерик очень импульсивен, подвижен, энергичен, поэтому педагогу-психологу необходимо применять релаксационные техники и техники навыков саморегулирования  эмоциональных состояний. Учить детей-холериков самостоятельно избавляться от сильных отрицательных эмоций. объясняя им. что эти эмоции будут разрушать дружбу, совместную деятельность. Так как именно детям-холерикам присущи конфликтность и агрессивность в поведении, важно, чтобы дети умели разрешать эти трудные ситуации не с помощью обод, ссор или ухода, а путем нахождения эффективного способа выхода из конфликта. При этом у детей-холериков, в силу их импульсивности, активности, создается впечатление о себе, что они всё могут. Из-за завышенной самооценке и повышенной агрессивности дети-холерики стремятся к лидерству в классе, поэтому педагогу-психологу необходимо развивать в них способность к адекватной самооценке.
Методы работы с ребенком-меланхоликом .
При работе педагога-психолога с детьми-меланхоликами важен режим дня, чередование занятий и отдыха, поскольку эти дети быстро устают. Важно чтобы робкие дети-меланхолики могли найти общий язык с каждым одноклассником и научились слушать каждого. Формирование позитивной и оптимистической установки ребенка-меланхолика в классе способствует концентрация детей на том приятном, добром. радостном, что его окружает. Желательно просить детей-меланхоликов чаще называть радостные события в их жизни. Это избавляет детей-меланхоликов от тревожной мнительности, плаксивости и создают  условия для позитивного эмоционального формирования. любознательности, открытости внешним впечатлениям. Детям-меланхоликам необходимо давать возможность быть лидерами и в случаях успеха хвалить их. а это повышает их уровень притязаний. Так как дети-меланхолики проявляют интерес к сфере чувств, переживаний, педагогу-психологу желательно обсуждать с ними этические проблемы в жизни класса, а это укрепляет их веру в себя [М. В.Ермолаева с. 135-140].




Тэги: Темперамент Младшего школьника