Чехов как психолог об образовании

Алексей Гадаев
В нашей школе 8-11 класс подготовили театрализованные сценки (8-a `Хирургия`; 6-а `Хамельон`) и я как педагог-психолог готовлю интерактивную игру по рассказу `Папаша` А.П.Чехова.
А.П.Чехов величайший гуманистический терапевт на все времена и веси.Он призывал читать его рассказы и пьесы и видел ученика (гимназиста) в свете `лучистого` мышления в рассказах `Степь`, `Человек в футляре`. Вариативный подход необходим и в работе психолога в школе с учителем, чтобы самоанализ и анализ уроков превратился во взаимную консультацию, дискуссию, совместный поиск оптимальных педагогических решений без `Человека в футляре`.
В современной школе вероятно выживает мужчина- учитель, такой как `влюбленный антропоc` - Беликов, но идеал плохо кончил.`Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе. так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний. Действительность раздражала его, пугала, держала в постоянной тревоге, и быть может, для того, чтобы оправдать свою робость, свое отношение к настоящему, он всегда хвалил прошлое и то чего никогда не было.
-----
и мысль свою Беликов так же старался запрятать в футляр. Для него были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь (т10, с.43)Человек в футляре.

В рассказе "Степь" Антон Павлович говорит словами одного из героев:
- Ты куда же едешь...
- Учиться.
- Учиться? Ага... Ну помогай царица небесная. Так. Ум хорошо, а два лучше. Одному человеку бог один ум дает, другому два ума, а иному и три... Иному три, это верно... Один ум, с каким мать родила, другой от учения, а третий от хорошей жизни. Так вот, братушка, ежели у которого человека три ума. Тому не то что жить, и помирать легче. Помирать-то ...
А помрем все как есть. (А.П.Чехов. "Наука" М. 1985.т.7, с.50)

Особенным сарказмом веет от рассказа Антон Павловича "Папаша". Материнская правда о пятнадцатилетнем сыне-шарлатане безразлична отцу: " ...Пампуша, сын наш опять нехорошие отметки из гимназии принёс.
- Вот что, папочка...Что нам делать с нашим сыном?
-А что такое?
-А ты не знаешь? Боже мой! Как вы все. отцы, беспечны! Это ужасно! Пампушка, да будь же хоть отцом наконец, если не хочешь... не можешь быть мужем!
-Опять свое! Слышал тысячу раз уж!
..
-Все вы, , мужчины таковы, не любите слушать правды.
- Ты про правду пришла рассказывать или про сына?
- Ну, ну, не буду... Пампуша, сын наш опять нехорошие отметки из гимназии принес.
- Ну, так что ж?
- Как что ж? Ведь его не допустят к экзамену!
Он не перейдет в четвертый класс!
- Пускай не переходит. Невелика беда. Лишь бы учился да дома не баловался.
- Ведь ему,папочка, пятнадцать лет! Можно ли в таких летах быть в третьем классе? Представь, этот негодный арифметик опять ему вывел двойку...
Ну, на что это похоже?
- Выпороть нужно, вот на что похоже.
.
- Нет, пампушка, о наказании мне не говори... Наш сын. нечего скромничать, так развит, что невероятно, чтобы он не знал какой-нибудь глупой арифметики. Он всё прекрасно знает, в этом я уверена!
-Шарлатан он, вот что-с? Ежели б поменьше баловался да побольше учился ...
.
- Боже мой какое бесчувствие! - пошептала она, усевшись и закрыв глаза. - Нет, ты не любишь сына! Наш сын так хорошь, так умен, так красив... Интрига, интрига! Нет, он не должен оставаться на второй год, я этого не допущу!
- Допустишь, коли негодяй скверно учится ... Эх, вы матери!..
- Папочка, ты должен сходить к учителю арифметики и приказать ему поставить нашему сыну хорошую отметку... Ты ему должен сказать, что наш сын хорошо знает арифметику, что он слаб здоровьем, а потому и не может угождать всякому. Ты принудь учителя. Можно ли мужчине сидеть в третьем классе? Постарайся, пампуша! Представь, Софья Николаевна нашла, что наш сын похож на Париса!
....
Он сдался. Позвали сына и потребовали от него слова. Сынок рассердился, нахмурился, насупился и сказал, что арифметику знает лучше самого учителя и что он не виноват в том, что на этом свете пятерки получаются одними только гимназистками, богачами да подлипалами. Он разрыдался и сообщил адрес учителя арифметики во всех подробностях. Папаша побрился, поводил у себя по лысине гребнем, оделся поприличнее и отправился `пожалеть единственного сына`. (т.1, с 29)
-----
Вы ведь с намерением поставили двойку...Где тут справедливость?
Учитель сделал большие глаза и...только; а почему он не обиделся - это остается для меня тайною учительского сердца. (т.1 с.31)
папаша уверял её, что `сын наш` перейдет и что учёных людей не так уломаешь деньгами, как приятным обхождением и вежливым наступлением на горло (т.1 с.33)