Немного теории

Игорь Ворошилов
Четверостишие — строфа, стихотворение, катрен, рубай, рубаи, туюг (Источник: Словарь русских синонимов ) четверостишие сущ., кол во синонимов: (6) • ;катрен (1) • ;рубаи (2) • ;рубай (1) • ;стихотворение (44) • ;строфа (19) • ;туюг (1) (Источник:… (Словарь синонимов)
 
Катрен — четверостишие, рифмованная строфа в четыре стиха, имеющая завершенный смысл. Схем рифмовки у катрена три: попарная aabb, перекрестная abab и опоясывающая abba.

Рубаи; -(во множественном числе «рубайат»), (другие названия: дубайти, таране) — четверостишие; форма лирической поэзии, широко распространённая на Ближнем и Среднем Востоке (наравне с газелью и касыдой). Прародителем служило устное народное творчество иранцев. В письменном виде рубаи существует с IX-X вв. По содержанию — лирика с философскими размышлениями. Стихотворения состоят из четырех строк (двух бейтов), рифмующихся как ааба, реже — aaaa, то есть рифмуются первая, вторая и четвёртая (иногда и все четыре) строчки. Рубаи строятся в метре аруза. Наиболее известные авторы рубаи — Омар Хайям, Мехсети Гянджеви, Абу Абдаллах Рудаки и Захириддин Бабур.

Туюг - лирический жанр в классических тюрко-язычных литературах. Восходит к древним формам тюркской народной лирики. Позднее подвергся влиянию арабо-персидского квантитативного (количественного) стихосложения (См. Квантитативное стихосложение). Четверостишие, написанное одним из размеров Аруза с системой рифм ааба, реже абвб, в исключительных случаях — аааа, иногда с игрой слов в рифме (теджнис).
 
Стансы -(фр. stance от итал. Stanza — помещение, комната, остановка[1]) — стихотворение, состоящее из композиционно законченных строф и обособленных друг от друга. Это выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах[2]. В более тесном смысле Стансами называлась традиционная строфа в форме восьмистишие из 5 или 6 стопных ямбов, иначе октавы. Стансы — классическая форма эпической поэзии (Арио-Сито, Тассо, Камоэнс), несравненный блеск придал им Байрон («Дон-Жуан», «Чайльд-Гарольд»). Русские октавы: «Аул Бастунджи» Лермонтова, «Домик в Коломне» Пушкина.

Окта;ва - (от лат. octo «восемь») в стихосложении — строфа из 8 стихов с твёрдой схемой рифмовки «a b a b a b c c».

Развилась в итальянской поэзии XIV века, достигла расцвета в поэзии Возрождения у Джованни Боккаччо и стала традиционной строфой стихотворного эпоса итальянского и испанского Возрождения («Неистовый Роланд» Лудовико Ариосто, «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса). Заключительное двустишие строфы обычно служит для афористического вывода или иронического поворота.