Всё те же выписки из книг

Лазарь Лисинкер
 
   "Всё то же эр сопоставленье 
    Всё те же выписки из книг".
 
   Кто из нас не стремился вослед классику разобраться, куда же влечёт нас рок событий. Но, признаться, больше смысла махнуть рукой на глобальные проблемы, потому как не в наших силах предотвратить наскок Титаника на льдину, если к тому их склоняют звёзды.

   Нам лучше скромно, по-обывательски сосредоточиться на каких-то фрагментах, частностях, которые нас позабавили, удивили, а иногда - привели в восторг.
   Речь пойдёт о выписках из книг О.Мандельштама и за компанию с ним - Э.М.Ремарка.

   Появился портрет молодой женщины, который как бы сливается с Мандельштамовским текстом:


      Рис.1 Открыла два огромных глаза ( портрет - вверху).

--

  Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
 
Вся комната напоена
Истомой - сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
 
Немного красного вина,
Немного солнечного мая,-
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.

--

   Такое, понимаешь ли, - скрещение текста и картинки. И самое главное - Гремучая смесь из смутных намёков и яркой образности, отчётливой, как резьба по камню. Смутные намёки - "Цветочная проснулась ваза / И выплеснула свой хрусталь". И яркая зарисовка - "И, тоненький бисквит ломая,/
Тончайших пальцев белизна".
   Надо бы дать ещё один пример - ГРЕМУЧЕЙ  СМЕСИ СМУТНЫХ НАМЁКОВ  И  РЕЗЬБЫ ПО КАМНЮ в поэзии О.М.:

--

  Я в хоровод теней, топтавших нежный луг
       С певучим именем смешался,
Но все растаяло, и только слабый звук
В туманной памяти остался

      Сначала думал я, что имя - серафим,
      И тела легкого дичился,
Немного дней прошло, и я смешался с ним
И в милой тени растворился

И снова яблоня теряет дикий плод,
И тайный образ мне мелькает
И богохульствует и сам себя клянет
И угли ревности глотает.

А счастье катится, как обруч золотой,
Чужую волю исполняя,
И ты гоняешься за легкою весной,
Ладонью воздух рассекая.

       И так устроено, что не выходим мы
       Из заколдованного круга,
       Земли девической упругие холмы
       Лежат спелёнутые туго.

   Какая бурлящая и мощная энергетика:

--
     И снова яблоня теряет дикий плод,
     И тайный образ мне мелькает
     И богохульствует и сам себя клянет
     И угли ревности глотает.
---

   По поводу такой эмоциональной находки, как
   УГЛИ РЕВНОСТИ ГЛОТАЮ
   У.Шекспир отдыхает.


   Что касается смутных намёков, то их наличие в стихотворении не вызывает сомнений.

   Прямо-таки, фантастический образ
 «счастье катится, как обруч золотой»

   и зримая топографическая картинка
«земли девической упругие холмы лежат спелёнутые туго» - это редкой красоты образность.

     Вот это и есть то пронзительное ощущение, которое автор этого материала несколько с претензией обозвал:

 гремучая смесь из РЕЗЬБЫ по КАМНЮ и СМУТНЫХ  НАМЁКОВ
   / яркая образность названа резьбой по камню /

  Нисколько не сомневаясь в должной образованности читателя, вспомним, что первая книга О.Мандельштама - "Камень".


----------------------

   

   И пара-тройка фрагментов из текстов Э.М.Ремарка:

    Человек без любви всё равно что мертвец в отпуске.

    Настоящий идеалист  стремится к деньгам. Деньги — это свобода. А свобода — жизнь.

    Есть ум и душа , стремись к мудрости.

    Такт — это неписанное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением.

    Кто хочет удержать — тот теряет. Кто готов с улыбкой от-пустить — того стараются удержать.

--

   В сущности, потихоньку делимся тем, что нам ДОРОГО. Потому как - я теперь скупее стал в желаньях. Кстати, как там дальше у классика? - А, да-да, конём всё кончается.