Соотечественники. Часть 2

Лариса Баженова
-- Как мне блокировали мозг

     Со стопроцентной уверенностью я убедилась, что мне блокируют мозг, во время собеседования и экзамена в Риге, когда я хотела поступить на бесплатные курсы переквалификации на учителей английского языка учителей-безработных.

     Приехав из Москвы, я продолжала поиски работы и возможности уехать из города, где местные власти мне пообещали, что работу я себе не найду
никогда.

    Жила я тогда в г. Прейли - одном из городов Латгалии. Моя однокурсница из г. Резекне (тоже город в Латгалии) после нашей с ней встречи предложила мне, "раз уж совсем негде работать", поработать у них в Резекне на швейной фабрике. Я согласилась. Устроилась я вначале жить к её родственнице, жить с которой в одной квартире оказалось очень некомфортно, и через короткое время я сняла комнату у хорошего человека, где и прожила те несколько месяцев, которые провела в г. Резекне. Утром я работала, а по вечерам занималась английским, т.к. другого способа поправить своё ниже всяких норм материальное положение не видела возможности. Очень скоро, занимаясь с одной очень ещё молодой, но очень способной преподавательницей, я неплохо выучила грамматику и могла простыми предложениями пообщаться на английском на все темы, которые охватывают языковые курсы. Вот тогда я и поехала в Ригу поступать на курсы переквалификации.

     Курсы в Риге были задуманы для учителей, которые хотели получить специальность - учитель английского языка. 2 года бесплатного обучения с присвоением сертификата.Желающих было на несколько человек больше, чем вакантных мест. В основном латыши.

Как проходило собеседование+экзамен

     Сдавали экзамен почему-то не все желающие учиться. Очевидно, основную массу зачислили автоматически. В предбаннике было всего 5 человек. Одна из них моя знакомая из г.Прейли - женщина предпенсионного возраста, которая нервно передвигалась по помещению, демонстрируя всем свои средние знания латышского языка. Время от времени задавая вопросы мне и удовлетворённо оглядывалась, когда я отвечала ей по-русски. Мне по неизвестной тогда причине становилось всё хуже, всё медленнее ворочался язык, сосредотачиваться на ответах становилось всё труднее. Одна претендентка -латышка сидела напротив меня и становилась всё веселее и веселее. Другой - тоже латыш, сзади - его я не видела. За плечами были и школа и институт. Экзамены я сдавала в основном на "хорошо" и чувствовала себя при этом соответственно. Спиртное не употребляла несколько лет абсолютно. Когда меня вызвали на собеседование, в голове не было ни одной английской фразы. Я села напротив экзаменатора. Она спросила моё имя и фамилию. Когда я ответила, неожиданно агрессивно и
эмоционально спросила по-английски: "Вы хотели уехать в Россию?" Я отшатнулась от неожиданности и ответила: "При чём тут это?" Тогда, что-то пробормотав угрожающе, она очень быстро начала мне бросать другие вопросы на английском. Я не успевала сосредоточиться и ответить. Далее она меня отправила ждать результата. Я вернулась в предбанник, где одна женщина, тоже русская, делилась впечатлениями: "Мне сказали, вы слишком хорошо знаете язык. Но мне нужен сертификат, который получить другим путём очень дорого, у меня нет на это средств". У неё спросили: "Где вы так хорошо выучили язык?" Она ответила, что работала в местной фирме, где всё время разговаривали на английском, и постепенно сама выучила. Короче, не приняли её и меня. Экзаменатор вышла, сообщила это и сказала, что им нужна однородная группа по возрасту, знаниям языка и другим параметрам.
Моя нервная знакомая вписалась и прошла. После оглашения вердикта я вышла на улицу, прошла в парк, села на мокрую скамейку и почти час не могла сдвинуться с места. Что было дальше в этот день, я не помню. Это значит, что доехала я до родственников, а потом уехала домой совершенно машинально.

     Ещё более странно я сдавала государственные экзамены в Даугавпилсском
институте, где без хвостов проучилась 5 лет.

Предистория.

     У нас был выбор: или писать и защищать дипломную работу, или сдавать госэкзамены. Все писали дипломную. Я писала на кафедре педагогики по теме: "Социализация". Работа включала в себя курсовые за 5 лет учёбы в институте. За несколько месяцев до экзамена я поняла, что работу не напишу. Тема не раскрывалась. Работа состояла из выдернутых из огромного количества источников цитат, моей в ней была только практическая часть.Разговоры однокурсниц, что у них то же самое, меня не утешали. Девушка я была гордая, и нести околесицу мне не хотелось. Однажды, после продолжительных вымучиваний, я аккуратно собрала все материалы в большую папку и выбросила в мусоропровод. Потом пошла в деканат и сообщила, что единственная из группы буду сдавать госэкзамены. Руководитель дипломной, говорят,  до сих пор рассказывает байку про сумасшедшую студентку, которая за месяц до защиты выбросила свою работу. И берёт студентов с условием, что они так не сделают.

     Сдавать мне надо было биологию, химию и педагогику. Как сдавала биологию, как ни пытаюсь, вспомнить не могу. Помню только, что трояк по пятибальной сразил меня до потери дара речи. Биология это то, что я знала на подсознательном уровне, которую всегда любила, что бы ни говорила и ни делала при этом. Ведь и мама моя закончила биолого-химический и больше 20 лет преподавала, а потом работала руководителем в той же системе. Даже вопросы вступительных экзаменов помню и сами экзамены – госы же по биологии как корова языком слизала - чисто. Далее была химия. Боялась и готовилась серьёзно. И одна, и с преподавателем. Прорешала и разобрала все возможные типы задач с преподавателем. Е.С. Мень тратил на меня своё время безвозмездно, оценив, что учу серьёзно и что сдаю одна. Вообще на 4 и 5 курсе химию начала учить и во многом стала неплохо разбираться. Билеты впервые были на латышском языке, и мой был плохо пропечатан в одном месте, что и сыграло роль роковую. Половину билета осилила легко. Потом стала плыть. Никак не могла сосредоточиться. В результате вторую часть по органической химии списала, признаюсь честно. Задача была со сложным уравнением хим. реакции, но мы решали анологичную, и я его написала, а вот решить до конца не смогла. Когда вышла отвечать, экзаменовать меня взялся тот самый Скривилис, который дал моей матери тему курсовой: "Воздействие мышьяка на живые организмы". Когда я начала отвечать 3-й вопрос, он мне сказал: "У вас не алкены, а алкины" - та самая плохо пропечатанная "i" на печатной машинке (1992 год), которую я приняла за "e". Я просто замолчала и больше ни на один вопрос не ответила, даже на самые простые не отвечала. Язык отказал. Когда он сказал: "Ну, мне всё ясно", я встала и вышла. Ни с кем не могла говорить, потом вышли и объявили "два" мне и ещё одной студентке. Вышла в коридор и начала там слоняться, почему-то не могла уйти, пока не пришла моя однокурсница и не увела меня по направлению к общежитию. Потом я поехала домой, чтобы
вернуться сдавать последний экзамен. Не могла сесть и учить. Пришла другая однокурсница, которая перевелась на заочное. Явно зная ответ, спросила, как я сдала биологию и химию.Улыбнулась и сказала: "И педагогику не сдашь". Я тоже улыбнулась и сказала: "Сдам" - и пошла учить. И хорошо училось. Отвечала на отлично, но мне поставили "хорошо", увидев мои предыдущие отметки в зачётке.

     Думаю, что наш институт стал в 90-е базой в Латгалии по разработке биологических и химических средств более-менее незаметного воздействия на мозг и организм человека. Многих нормальных, не заражённых фашистской чумой, преподавателей тогда “ушли” изинститута. Ректором назначили "самого тупого студента" - по характеристике моей мамы, которая с ним училась на одном потоке.

      В моём случае ощущения очень похожи на состояние сильного опьянения, на грани отключения сознания. Если бы я была выпивающая хотя бы время от времени, именно так это и можно было бы объяснить. Но я не то, что алкоголь исключила из своей жизни, но и мясо 7 лет не ела. Думаю производят каким-то образом сильное воздействие на систему торможения.

     Латышский на категорию (без этого удостоверения до сих пор официально работать нельзя. Оно требуется всем, кто получал образование не в латышской школе) я сдала позже с третьей попытки, зато на высшую категорию, хотя мне и внушали все кому ни лень, что ни за что не сдам, после моих писем в местную думу и отказа от гражданства.

Как я учила и сдавала латышский. Продолжение следует.http://www.stihi.ru/2010/10/30/6743