Интуиция не подвела... Эфиопский дневник 103

Гавриил Иваниченко
Решение о завтрашней поездке подняло мне настроение…  Возможно, это  единственный вариант попасть в Дире-Даву и  деревню на тот контрабандный базар - купить жене подарок… Все, кто ездил в Дире-Даву,  обязательно старались попасть на тот базар.  Там продавали по сносным ценам контрабандные товары…  Тот же самый товар  в Харраре, а тем более в Аддис Абебе стоил  неимоверно дороже… Даже  значительно дороже чем у нас, на Родине…

Придя после фильма на виллу Косьминых, я спросил Владимира: - «Кто это руководил поездкой женщин на базар в деревню с неделю назад?»
- «Это – Советник…  Он работает в Офисе… А что?»
- «Да побеседовали  с ним  о  затишье в Огадене… Это его радует… Да и меня – тоже очень радует!  И  означает конец моей командировки… Ведь Хуссейн вернулся  в Госпиталь… Хирург для его замены – больше не нужен!  Значит – я смогу уехать обратно… Здесь – больше делать нечего…»

- «Но нужно получить официальное разрешение Посольства или Министерства Здравоохранения Эфиопии на отъезд в Аддис Абебу…» - подытожил  Косьмин.
- «Как же я получу такую бумагу, если нет связи с  ними? Ведь фактически – я здесь не нужен! В Госпитале сейчас уже три хирурга, для Эфиопии невероятная роскошь…Троим здесь делать нечего…Нет объёма работы…» возразил я.
- «Это – так… Но всё же нужно получить официальное разрешение…»

Я не стал тревожить Косьмина  тем разговором,  который был вечером у меня с  Советником из Офиса…  Ведь даже генерал был не против моей поездки в деревню! И даже сам её предложил! Спасибо ему…  И мы с Советником из Офиса спокойно обсудили возможность моей поездки в деревню одному... По-моему, всё было нормально!

И я заверил Советника, что справлюсь в одиночку с любой ситуацией там, в деревне…Сказал: - «Будьте уверены! Постараюсь не попасть ни в какой переплёт!» На этот счёт у меня было чутьё! Как бы сказать -   некоторый  нюх! Интуиция, что ли! 

Довольно часто и дома, на Родине и здесь, в Эфиопии мне удавалось предугадывать развитие событий… Предвидеть самое начало возникновения и возможного дальнейшего развития конфликта – и избегать его…

 Буду рассчитывать на это! Если что-то пойдёт не так, то  подойду к кубинскому патрулю, и любая проблема будет решена… Кубинцы умело поддерживали порядок в тех местах, которые контролировали…

 Ровно в 6 утра я был уже возле Офиса. Советник с ещё одним мужчиной,  тоже в  камуфляжной  форме, подъехал к Офису. За рулём ГАЗ-69 был всё тот же шофёр, с которым ездили в деревню на прошлой неделе. И вот мы отправились в путь. Знакомая дорога до Дире-Давы. Проехали город,  выехали за Дире-Даву.  Пошла пустыня.

И вот она – деревня. Павильоны для торговли. На земле, на циновках разложен товар. Рядом сидят продавцы. Покупатели ходят между павильонов. Мало покупателей. По деревне ходят по двое или группами по3 – 6 человек люди разных африканских национальностей. Эфиопы в национальных накидках. Сомалийцы – в длинных юбках, с кинжалами, саблями на поясе. Люди в чалмах. Европейцев – нигде не видно.  По центральной улице деревни проходит  дорога, по которой мы ехали.

Советник, его попутчик и шофёр  -  попрощались со мной.  Ещё раз предупредили – «Будьте внимательны и осторожны!»   Договорились – на этой дороге, возле кубинского поста я их буду ждать через два часа. И отправились дальше по этой же дороге. Машина быстро скрылась вдали…

Остался я один на центральной улице базара… Покупатели и продавцы сначала с любопытством взглянули на меня. Но тут же прекратили обращать внимание, занявшись своими делами. Да я, пожалуй, мало отличался от местных – в серо-коричневом костюме, кисти рук и лицо загорели до предела… Кто я? По внешнему облику – не очень определишь… Возможно, имею что-то в облике и  африканское…

 Метрах в 70 от меня между павильончиков идёт патруль кубинцев – два человека в пятнистой униформе, с пистолетами на поясе.  Ещё дальше, метрах в ста –  домик, в котором  располагается кубинский пост.

Осмотревшись, решил держаться не слишком далеко от кубинцев и подальше от  африканцев, ходивших по базару группами   человек от 3 до 5. На одиночных покупателей и пешеходов –  решил не обращать внимания. 

И пошёл  бродить по деревне. Прошёл неспеша вдоль главной улицы базара – по обеим её сторонам продавались различные сувениры, безделушки, брелки.
Торговали этой мелочью подростки, мальчишки. Решил купить  брелки для сувениров в конце своего визита в деревню. В первую очередь нужно приобрести, если удастся – что-то для подарка  жене. А потом на остаток денег -    сувениры.   

Прошёл зигзагами – от   одного павильона к другому, по левой стороне дороги. Но в павильонах продавали ковры и другие крупные вещи, которые были мне не нужны. Внимательно смотрел – куда идут крупные группы людей, человек по 3 – 5. К ним решил ни в коем случае не приближаться.

Наблюдал за тем, что бы у меня был свободным путь  в трёх, ну как минимум –  в двух направлениях,  то есть что бы не попасть в западню, в  «капкан» с выходом в единственном направлении. Я ходил по  павильонам, внимательно наблюдая, что бы ко мне не приближалась никакая группа, которых было полно на этом базаре.

Как только какая-нибудь группа начинала ко мне приближаться, я сразу уходил от них, приближаясь к кубинскому посту. Таким образом, как говорят,  «имея  глаза и на затылке»,  довольно спокойно ходил по базару. Купил себе пару рубашек с длинным рукавом и пару – с коротким, как оказалось - вьетнамских.  Ничего другого там не было.

 Так как мне недавно  передали  из Аддис Абебы заработную плату, то хотелось купить магнитолу – слушать музыку, радио. Походив по базару, нашёл ларёк, в котором продавали кассетные магнитолы, кассеты.

Выбрал небольшую  стереомагнитолу  «Нэшэнэл». Цена - почти такая, как в Аддис Абебе,  и даже выше, чем у нас дома!  Попытки торговаться были безуспешны – эта магнитола была единственная на весь базар!   Продавец  ничуть не уступил… Так что пришлось взять эту  магнитолу и десяток кассет. Спрятал всё в свой походный портфель.  Магнитола была портативная, и портфель остался полупустым. Жена будет рада – и ей  очень хотелось слушать новости, музыку.

Теперь отправился искать что-нибудь жене…  Наконец, нашёл торговок, у которых продавалась одежда.  Купил платье в стиле индийского сари.  Вопрос был – подобрать размер. Предметы одежды были почти все в единственном экземпляре, причём маленького размера. Взял кофточку с  мексиканским рисунком – как её занесло сюда? И размер – маленький… Но все же  – купил что-то из всего этого подходящее по размеру…

Деньги ещё были, и я пошёл по тем ларькам, в которые ещё не успел зайти. Одному ходить по базару было очень удобно и быстро. Достаточно одного взгляда, что бы убедиться, что на лотке, прилавке нет нужного мне, и сразу быстрым шагом идти дальше… И вопросы я задавал быстро. Получив ответ – сразу решал, что делать дальше. То ли рассматривал вещь, или шёл дальше.

Зашёл в большой длинный  павильон.  В него вело две двери – каждая с торца этого длинного сооружения. Рассматривая в нём  товары,  заметил, что в другую дверь быстрым шагом вошла группа – человек 5, сомалийцев в их национальной одежде, с кинжалами, саблями на поясах.

Увидев, я мгновенно вышел из павильона наружу.  Потом быстро пошёл от павильона, наблюдая одновременно за этой группой. К моему удивлению, они тоже вышли из павильона и на расстоянии 8 – 10 метров следовали в моём направлении.

Чтобы убедиться в их намерениях,  ускорил шаг. Группа тоже ускорила шаг, стараясь, похоже,  не отставать. Тогда я сменил направление и направился прямо к кубинскому патрулю, который находился от меня метрах в 50-ти. Кубинцы – крепкие, коренастые парни, обвешанные пистолетами, автоматами, амуницией, не спеша шли как раз мне навстречу по базару.   Сомалийцы сначала шли быстро,  потом замедлили движение,   пошли медленно и  скрылись за павильонами.

Увидев это,  я снова пошёл по павильонам. Больше никто не пытался ко мне приблизиться. Рассматривая в павильоне товары, мой взгляд остановился на продавце, который внимательно считал и складывал в целлофановый прозрачный кулёк новенькие, сияющие ярким красно-жёлтым металлом патроны к Калашникову.

 При этом он шевелил губами,  подсчитывая патроны, и говорил в полголоса
 по-амхарски: - «Амса… амсаанд… - пятьдесят…пятьдесят один…» И так далее… Он очень увлёкся и не обращал на меня никакого внимания…

И  я, увлекшись,  внимательно наблюдал  за его действиями.  Очень удивило происходящее. На обычном базаре… Продают патроны…Возможно,  и оружие…

Но вот продавец глянул в мою сторону, улыбнулся.  Опустил кулёк под прилавок, и всё так же шевеля губами и, вероятно, продолжая подсчитывать патроны, опускаемые  из кулака  в кулёк… Я посчитал необходимым немедленно повернуться, выйти из ларька и уйти поскорее от этого продавца… Но никто за мной не последовал… Всё шло обычным путём…

Глянул на часы – прошло уже два часа  на этом базаре. Надо выходить на дорогу – в течение ближайшего часа может показаться машина… Вышел на главную улицу.  По ней проходило шоссе, по которому мы приехали сюда… Пока всё шло нормально…

Пошёл не спеша вдоль лотков с брелками для ключей и другой мелочью… Внимательно рассмотрел всё это… Программу свою по покупкам я в принципе – выполнил… И денег уже почти не было… Оставил на текущие расходы… Ведь не известно – когда ещё выберусь из Харрара! Да и попаду ли когда-нибудь снова в эту деревню…

Хотя  уже почти три часа находился под прямыми солнечными лучами, жарко не было… Всё-таки – это место достаточно высоко в горах… Более тысячи метров над уровнем моря…

Прогуливаясь не спеша от ларька к ларьку вдоль главной улицы, рассматривал безделушки… Но, главным образом, наблюдал за дорогой, ведущей в деревню. По ней должен появиться долгожданный ГАЗ-69. Но вот вдали на дороге появилась тёмная движущаяся точка. Прошло чуть времени.  Стало ясно – что это автомобиль. Минута – и подъехала машина. Она остановилась возле меня.  Открылась задняя дверь.  Я сел – и мы поехали…

- «Ну, что, доктор! Всё нормально?» - был первый вопрос ко мне.
- «Спасибо! Всё нормально!  Купил магнитолу! Рубашки себе… Кофточки жене… В общем – всё отлично! Передайте мою благодарность генералу… » Я открыл портфель – показал магнитолу… Кулёк с покупками…

- «А обстановка – нормальная? Происшествий не было?» Я коротко рассказал о своей несостоявшейся встрече с группой, вероятно, сомалийских горцев, от которых ушёл из павильона… О торговце патронами…
- «Да, если быть осторожным, то возможно избежать большинство происшествий… Нужно внимание и осторожность…» - подвёл итог Советник… И наша машина помчалась по шоссе дальше – в Харрар.

Остановились  на территории Офиса. Я поблагодарил своих попутчиков ещё раз. Они здорово помогли мне! Они предложили подвезти меня. Но я  отправился на виллу Косьминых пешком – решил пройтись для снятия стресса от поездки…

Была уже середина дня. Придя на виллу к Косьминым,  сказал Владимиру, что неожиданно съездил в деревню с Советником  из Офиса… Никаких подробностей о поездке не стал рассказывать… Зачем нагнетать обстановку?   Показал – что купил… Косьмины выслушали всё спокойно, без комментариев. Татьяна, его жена сказала, что рубашки, кофточки – вполне нормальные… Магнитола – понравилась… Цена – обычная здесь… У них было несколько кассет с хорошими записями музыки, песен – русских и зарубежных. И Татьяна  сразу  стала переписывать эти записи  со своего магнитофона на мои плёнки. Что бы я мог захватить с собой в Аддис Абебу эту музыку.  Добрая она невероятно…

- «Чего торопиться переписывать? Ещё не скоро уеду!» - пытался я остановить её. – «Кто знает? Может быть – и скоро…» - ответила она.
– «Музыка, радио – это всё здесь нужно как-то отвлечься! Можно хоть радио послушать!» - комментировала Татьяна. Я поблагодарил её за инициативу – запись на мои кассеты музыки и песен. Деревня мне больше не была нужна. Теперь – как же выбраться из Харрара?