Честный бой или конструктивная ссора

Алексей Гадаев
"Честный бой", конструктивная ссора и "обсуждение жалоб".
В обусловленное время супруги открыто проявляют отрицательные эмоции и критику по отношению к партнёру (причем соблюдая определенные правила), а затем переходят к самокритике и положительной оценке партнёра, а иногда и компромиссному решению спорного вопроса. Это позволяет ослабить отрицательные эффекты и способствует сближению партнёров.
Bach и Wyden (1969) описали этот метод как "честный бой".
Принципы конструктивной ссоры.
1. Ссора происходит по предварительной договоренности.
2. Ссора должна происходить по возможности сразу после критического события.
3. Начинающий ссору должен предварительно четко уяснить себе, чего он хочет с её помощью добиться.
4. Целью ссоры является не поражение противника, а совместное решение проблемы.
5.Ссора предполагает: нельзя высмеивать противника, припоминать старые обиды, нельзя делать  выпады против лиц и предметов которые дороги партнёру ("твоя мать", "твои книги", "твой интернет", "твоя машина", рыбалка, охота, твои друзья и подруги) и ссылки на неприемлемые обобщения ( угрозы развода из-за разбитой чашки) [c.100].
Этапы ссоры:
А. Начальный этап. Уведомление о желании начать ссору.
Б. Средний этап. 1. Говори то, что думаешь
                2. Реагируй и критикуй.
В. Конечный этап. 1. Признай свои ошибки.
                2. Найди в другом что-либо хорошее.
Необходимо определить временной лимит. В завершении поразмыслить  над своими ошибками, постараться понять позицию другого, признать свою ошибку и обещать исправиться. Обратная связь необходима. Наконец, каждый должен оценить партнера, похвалить его за что-либо, что заслуживает похвалы.
Возможные оценки: разговор не конкретный. Говорят о старых или не относящихся к делу событиях. Один из участников не включается в ссору, уклоняется, обижается и раньше времени её заканчивает. Партнёры ещё больше отдалились друг от друга или чувствуют какую-то несправедливость. Партнер не хочет простить и ничего изменить в себе.
Оценить стиль и результат ссоры по следующим позициям :
1. Конкретность.
2. Включение.
3. Общение.
4. "Честная игра" без ударов"ниже пояса" принимается во внимание, что может вынести партнёр.
5. Информация  (что узнал или понял, научился)
6. Реакция (уменьшилась или увеличилась напряженность).
7. Сближение (взаимопонимание или отдаление)
8. Улучшение (ссора привела к решению проблемы, к извинению или наоборот).
Если возникает спонтанная ссора с выраженным эмоциональным зарядом, то её бывает  трудно остановить.  Проще может дать эмоциям понемногу утихнуть, чем заставлять себя насильно переживать этапы заключительного сближения, самокритики и похвалы.

Дети не ладят между собой: дерутся, ссорятся
Материал Если в семье несколько детей, они часто между собой ссорятся. Кто-то кого-то дразнит, тот пристает, эта мешается. Обиделись, подрались, обзываются. Что делать?
Вопрос с форума: "У меня двое замечательных детей - сыну 14 лет, дочке - 11. Одна проблема - никак не мирятся между собой. Постоянные споры, ссоры, конфликты. Никакие меры не помогают. Можно что-то сделать, или так пройдет?"
- Во-первых, так пройдет. Во-вторых, можно не ждать и многое сделать. Эту ситуацию можно использовать для воспитания детей, чтобы они быстрее становились умными и взрослыми, ответственными людьми. В данном случае хорошо помогает принцип "Старший отвечает за младшего" и Правило Стоп.
Старший отвечает за младшего
С какого-то возраста (в разных семьях по разному, где-то с 4, где-то с 14 лет) старшим можно поручить следить за младшими и отвечать за них. "Так, мы уходим, вы остаетесь без нас. Старшим назначаю Никиту, его все слушаются. Никита, отвечаешь за порядок, чтобы все остались живы, поели и убрали за собой. Справитесь? Вопросы есть?"
Почему старший будет следить за порядком и отвечать за младших? - Ему дают статус и права, младшие теперь обязаны его слушаться. Получится ли одному ребенку контролировать другого? - Как правило, да. Дети разбираются между собой иногда эффективнее, чем это делают взрослые. Никита - справится, все будет в порядке, плюс он примеряет к себе роль старшего, роль воспитателя, учится ответственности.
Правило Стоп
Детям формулируется правило: "Если вам не нравится, что к вам кто-то пристает и мешает, вы можете и должны сказать: "Стоп, не мешай!" и повторите: "Правило Стоп" После этого к тебе никто не будет приставать, потому что вы предупредили и далее вопросы решаю уже я. При этом, если вы сказали "Стоп, правило Стоп", вы должны посмотреть на часы и 5 минут друг к другу не подходить и не разговаривать друг с другом. Понятно? Повторите!". Правило не очень простое, но скоро дети его суть понимают и фразу "Стоп, не мешай!" - выучивают. К чему это приводит? Результаты позитивные, но неожиданные.