Родовые различия

Алексей Гадаев
Родовые (гендерные) различия.
К типичным особенностям мужского рода относят: напористость, воинственность до степени агрессивности, доминантность, стремление к соперничеству, рациональность и пониженную чувствительность.
Женский род сильнее переживает и выражает эмоции. Женщины бывают более чувствительными, отзывчивыми, заботливыми, жертвенными, но часто также плаксивыми и зависимыми. Обычно они больше заботятся о своей внешности, более разговорчивы и больше стремятся к общению.
Американский психолог Gray трактует родовые различия:
Женщины больше всего жалуются на то, что мужчины никогда их как следует не выслушивают. Жена хочет сочувствия, а он думает, что ей нужно решение.
Мужчины жалуются на то, что женщины постоянно хотят изменить их.
Он хочет, чтобы супруга приняла его таким, какой он есть, не указывала, что он должен делать и перестала манипулировать им. Мужчины ценят в себе силу, способности, работоспособность и успех. Они хотят доказать свою силу и ловкость. Предлагать мужу непрошеный совет - значит показывать ему,что он сам не может сообразить, что надо сделать или что он не способен это сделать.
Женщины оценивают чувства и качества отношений. Проявление своих чувств для них важнее, чем достижение целей и успеха. Источником удовлетворения являются разговоры и поддержание отношений с другими.
Жительницы Венеры (женщины), чтобы почувствовать себя лучше, собираются и открыто обсуждают свои проблемы. А марсиане (мужчины) , для того чтобы почувствовать себя лучше, уходят в свои пещеры и решают свои проблемы в одиночку. Не понимающая этого женщина считает, что муж таким поведением отталкивает её, и пытается проникнуть за ним в его пещеру или упрекает его за уход. Это только углубляет противоречия между ними (с.138).
Гендер (англ. gender, от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
В психологии и сексологии понятие «гендер» употребляется в более широком смысле, подразумевая любые психические или поведенческие свойства, ассоциирующиеся с маскулинностью и фемининностью и предположительно отличающие мужчин от женщин (раньше их называли половыми свойствами или различиями).

Понятие гендерная роль («gender role») заимствовал из грамматики и ввел в науки о поведении сексолог Джон Мани в 1955 году при изучении интерсексуальности и транссексуальности. Затем оно стало широко использоваться социологами, юристами и американскими феминистками.
В общественных науках и особенно в феминизме «гендер» приобрёл более узкое значение, обозначая «социальный пол», то есть социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.
Словоупотребление грамматической категории «гендер» подразумевало то, что видимые различия личностных и поведенческих характеристик мужчин и женщин не связаны напрямую с действием биологических факторов, а определяются спецификой социального взаимодействия.
С точки зрения структурной социологии, и в полном соответствии с традицией Дюркгейма, пол сам по себе есть явление социальное.
Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.
Обычно в обществе можно различить два гендера — мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, в частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций /Википедия/.
Понятие катой достаточно широко — оно описывает мужчин, которые демонстрируют женственность в разной степени — от одежды до применения, а также «женщин второго типа», которые для феминизации используют гормональную терапию, коррекцию формы груди, удаление адамова яблока и прохождения операции на гениталиях. Независимо от степени феминизации катой, их сексуальные интересы могут быть направлены на мужчин, женщин и других катоев.
Катой распознаются в раннем возрасте и их «третий пол» считается врождённым качеством. Ещё в подростковом возрасте они получают свободный доступ к гормональным препаратам. Половые гормоны в Таиланде продаются свободно.

Андрогин - человек, наделённый внешними признаками обоих полов, объединяющий в себе оба пола либо лишённый каких бы то ни было половых признаков.
Психология обнаруживает андрогинность как глубинную особенность человеческой психики. Карл Юнг показывает в своём терапевтическом опыте, что человеческая психика андрогинна по своей природе. В жизни андрогин в подавляющем большинстве становится «только-мужчиной» или «только-женщиной», но обе эти формы существования ущербны и нуждаются в восстановлении изначальной целостности.
«Человек изначально создан андрогинно, т.е. в виде двух полов, как в телесном, так и в психическом отношении. У него есть возможность чувствовать и вести себя или по-мужски или по-женски». Андрогинность относится к человеку в целом и «касается всех сфер идентичности не только сексуальной структуры, а также структуры образа жизни, телесности, эмоциональности, сферы профессии и работы, выбора партнера и т.п.». Любая абсолютная зафиксированность на роли полов является патологией. Человек может проявлять разные мужские и женские стороны в области профессии, сексуальности, интересов, переживаний, чувств и мышления. С помощью диагностического теста АДА (размер андрогинности по Аммону) эти аспекты можно установить в самооценке и в оценке других и сравнивать друг с другом.