Интерактивное обучение

Алексей Гадаев
Интерактивное обучение.
1. Создание благоприятного психологического климата.
2. Организация межличностного диалога.
3. Организация групповой учебной деятельности
4. Рефлексивное подведение итогов.
Интеракция  (от англ. interactive - взаимодействующие друг с другом) - межличностное, диалоговое взаимодействие в системах "преподаватель -обучающийся" и "обучающийся - обучающийся";
- работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества;
-- активно-ролевая  (игровая) и тренинговая организация обучения.

При подготовке к занятию в интерактивном режиме преподаватель должен обеспечить ряд процессов:
- создание благоприятного для обучения эмоционального климата и соответствующей учебно-пространственной среды;
- руководство диалоговым взаимодействием всех участников образовательного процесса;
- организацию продуктивной  внутригрупповой и межгрупповой деятельности;
- осуществление обратной связи с аудиторией, анализ причин успехов и неудач в совместной деятельности(с.18).
При интерактивном обучении идут два процесса: образовательный и коммуникативный.
Для качественной стороны интерактивного обучения необходима дружелюбная, гуманная обстановка, снимающая напряжение и излишние волнения и эта совокупность создает благоприятный психологический климат.
Важными условиями являются: состав и количество обучающихся:
 - не более 20 человек;
- собеседники обращены лицом друг к другу, для визуального контакта;
 - свободное перемещение в аудитории
- использование мимики, жестов, улыбок, юмора.
Занятие можно начать с  разминки - двигательной, эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и т.д.
Основой любого интерактивного метода обучения является бесконфликтность за счёт активного выслушивания.
Групповую работу стоит начинать с организации работы в парах, тройках. По мере освоения правил работы можно увеличить состав группы до 5-7 человек, расширяя диапазон возможностей,опыта и навыков её участников.
Рефлексивное подведение итогов.
Когда учащиеся уже активно включаются в процесс взаимодействия,  важно регулярно возвращаться назад, сверяться  с теми правилами, о которых договорились вначале. Сквозная итоговая рефлексия занятия является важнейшей   составляющей интерактивного обучения.
Рефлексия  (англ. reflection)- это "мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к cебе и к другим, своих задач, назначения"(Б. псх. с. под ред Б.Г. Мещерякова с. 469). Отмечено,что у более чувствительного учителя который глубоко чувствует переживания другого не вовлекая его в свой собственный мир приносит пользу последнему (то есть рефлексируя) У ученика могут изменяться чувства и мысли говорящего  и таким образом он сможет решить свои проблемы, найти ответы на свои вопросы и преодолеть собственную противоречивость[Псх. эн. Б.Д. Карвасарский. - рефлексивное слушание с. 706].
Рефлексия может быть групповой и проводиться по поводу занятия в целом,отдельного этапа  или эпизода, по поводу деятельности группы или же индивидуальной ( анализ своего поведения). Рефлексия образовательной деятельности помогает: каждому участнику - определить его личный уровень продвижения; группе - путем рефлексии улучшить процесс повышения квалификации.
Правило трех нельзя при проведении групповой рефлексии:
1. нельзя говорить, что всё уже сказано;
2. нельзя отказываться высказывать своё мнение группе (под любым предлогом);
3. нельзя прятать за высказываем своё плохое настроение или неприязнь к кому-либо.
Завершает этап рефлексии всегда преподаватель [Т.С. Панина. Л.Н. Вавилова Современные способы активизации обучения].


Тэги: 2 процесса образовательный и коммуникативный.