Эльконин о воспитании

Алексей Гадаев
Д.Б. Эльконин(1904-1984). Социальные эмоции в игре ребенка.
Д.Б.Эльконин - отечественный психолог, доктор наук в своих работах подчеркивал, что эмоциональная готовность ребенка к обучению в школе предполагает достаточно тонкое развитие высших чувств и сформированные эмоциональные свойства личности (умение сочувствовать и сопереживать и др.). Эльконин пишет: " ...уже во второй половине первого года его жизни ...возникновение эмоциональных реакций на взрослого объясняется тем, что именно взрослый, осуществляя уход за ребенком, создает у него положительные эмоциональные состояния и устраняет отрицательные" (улыбкой, лицом,голосом)[28]. Даниил Борисович Эльконин указывает, что в игре ребенок берет на себя роль взрослых  и при этом происходит формирование высоких мотивов, связанных с выполнением взятых на себя обязанностей. Он отмечает, что под  влиянием моральной оценки происходит перестройка и содержание отрицательных переживаний. Даниил Борисович считает,что чувство симпатии играет существенную роль в возникновении моральных чувств, которая связана со взрослым человеком и его отношения к ребенку:  ребенок должен жить в раздвоенном мире -в своем мире и в мире взрослых. Свой мир - мир удовольствия, взрослый мир - мир реальности, мир принуждения [47]. Эльконин отмечает, ирга укрепляет "Я" ребенка, в ней ребенок господствует и самоутверждается. Игра средство выяснения тех объективных отношений, в которых реально живет ребенок (собственное отношение и эмоциональные переживания) и это единственное средство изучения детей педагогом. "Игра в качестве своего смыслового центра имеет социальные отношения между взрослыми или между ребенком и взрослыми" и это провоцирует ребенка на воссоздание отношений и выделении именно тех, которые являются для него в данный момент центральными [47]. Даниил Борисович заявляет, что в игре ребенок воссоздает реальные отношения и проявляет присущие ему качества и некоторые эмоциональные переживания (он в игре руководитель с агрессией или заботой, а ещё он заботливый, застенчивый и робкий). Эльконин соглашается с тем, что игру можно использовать в двух направлениях:
а)напраленная техника, когда родитель,педагог и психолог берут на себя интерпретацию и коррекцию ребенка;
б) ненаправленную технику, когда родитель, педагог, психолог предоставляют ребенку полную свободу в игре. Он соглашается З.Фредом и А. Фрейд, что игра - это частичная замена разговорных (вербальных) методов как и толкование снов и методов свободного рисования. Эльконин считает, что главная задача родителя, педагога, психолога направлять импульсы ребенка по новому руслу и регулируя его инстинктивную жизнь укреплять "Я" ребенка а в игре выявляются скрытые тревоги и вина ребенка, и на этой основе  сделать его жизнь счастливой. Эльконин выделил центральное новообразование у младших подростков чувство взрослости. Он пишет: "Чувство взрослости есть новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность" (47) .В исследованиях Эльконина выделяется своеобразный "кодекс подростничества" и его основные требования: уважение к личности, равенство в отношениях, помощь всем, доверие и верность в дружбе.


Тэги: Моделирование социальных отношений - механизм игры