Учиться с удовольствием. А. Лоуэн

Алексей Гадаев
Александр Лоуэн - умение учиться с удовольствием.
Александр Лоуэн ( 1910 г. рождения)- американский психолог считает, что умение продуктивно учиться зависит от механизмов познавательной системы, а познавательные процессы во времени легко меняются. Учиться с удовольствием возможно, когда разум и тело целиком погружены в какое-то действие. Действие, движение имеет спектр телесного функционирования: АГОНИЯ -БОЛЬ-НЕДОМОГАНИЕ-ХОРОШЕЕ САМОЧУВСТВИЕ-УДОВОЛЬСТВИЕ-РАДОСТЬ-ЭКСТАЗ.
Лоуэн в своей книге "Удовольствие" пишет:
А) Агония означает болезненное состояние. выходящее за пределы того, что может вынести организм. В агонии тело скручивается и искривляется в череде судорожных движений. Агония смерти представляет собой именно такую конвульсию.
Б) Боль, в противоположность агонии, подразумевает, что нарушение не превысило уровень толерантности тела. При агонии  целостность организма находится в опасности; боль является лишь угрозой. Боль также может выражаться в конвульсивных движениях, но меньшей амплитуды, чем при агонии. Различие заключается только в степени.
В) Недомогание - более легкая форма болезненного возбуждения. Тело может изгибаться или скрючиваться, однако движения не столь конвульсивны, как в вышеописанных состояниях.
Г) "Хорошее самочувствие" - это состояние легкости и расслабленности тела, которое выражается в мягких и гармоничных движениях. Это базовое состояние удовольствия, описываемое словами: "Я чувствую себя хорошо".
Д) По мере возрастания возбуждения в сторону позитивной части спектра, движения тела становятся более интенсивными и выразительными, сохраняя, тем не менее.координацию и ритм. Испытывающий удовольствие человек чувствует мягкость, легкую вибрацию и бодрость; его глаза блестят, кожа теплая. Можно сказать его тело урчит от удовольствия.
Е) Радость характеризуется таким нарастанием приятного возбуждения , что тело, кажется, танцует. Его движения полны жизни и грации.
Ж) В экстазе, наивысшей форме приятного возбуждения, проходящие через тело токи настолько сильны, что человек начинает "излучать свет", подобно звезде. Он чувствует как уносится его тело (с земли в космос) [А. Лоуэн. Удовольствие. "Психотерапия М.  2008. с. 74-75)
  Лоуэн считает, что цель научения зависит от целесообразности усилий сознательного намерения само раскрытия и самопознания. Он пишет: "Когда образование сопряжено с удовольствием, школа становится радостным приключением само растрытия и самопознания" (там же, с. 191). И ещё: "Нередко настоящее научение происходит за пределами школы: через социальное окружение и вне учебную деятельность. полученные таким образом знание по своей значимости часто превосходит официальное образование" [ там же. c. 187].
Лоуэн заявляет, что: "...усвоение информации в том объеме, который требуется от учащихся, определенно не оставляет времени для творческого мышления. Предполагается, что время для творчества придет после того, как уйдет усвоена информация, но к тому времени удовольствие от учения пропадает и творческий импульс оказывается задушен" ( там же, с.187).
Учащиеся направляют свои усилия на достижение различных целей (например, сдача экзаменов). Любая цель имеет: трудность достижения, необходимый уровень деятельности, верности и решимости добиваться её; и это сказывается на уровне учебной деятельности учащегося. Всегда и регулярно требуется обратная связь от учителя, то есть важна уверенность в продвижении к цели, которую поставил перед собой ученик. Реалистичность подхода к любым неудачам в научении зависит от честности ученика перед собой. Лоуэн заявляет, что информация не ценнее мышления и удовольствие от обучения пропадает без творчества ученика, который лично заинтересован в научении. Вкус ( фундамент критической функции) к научению может быть развит под влиянием нового опыта и знания того что любит ученик, а иначе он не сможет извлечь пользу из своего опыта. Лоуэн считает, что преподавание это развитие вкуса учащегося к предмету обучения, и не в количестве подаваемой информации  учителем зависит вкус к обучению, а в обещании грядущего удовольствия научении чему-то. Лоуэн считает, что все мы добываем информацию, чтобы углубить свое знание и получить больше удовольствия, без принуждения [там же, c.190].
Лоуэн очень резко осуждал применение наркотиков  в расширении сознания ученика, так как это не только деструктивно для здоровья и благополучия, но и необязательно способствует росту и развитию. Опыт должен интегрирован в структуру личности и он должен быть творчески ассимилирован с физическим ростом, считает Лоуэн. Он пишет: " Творческий импульс начинается с воображения ребенка, он направлен при этом на реализацию потребностей взрослого" (там же, с.269). Воображение ребенка это не "маниловщина"( у Лоуэна Уолтер Митти), т.е. мечты, фантазии и иллюзии, а реальности позволяющие человеку обрести более интенсивный и богатый опыт [там же. c. 269]. Лоуэн заявляет, что детей в нашей культуре воспитывают в духе правдивости, то есть лгать значит совершать неправильный, грешный поступок. Ложь подрывает доверие и приводит к вражде, которая разрушает удовольствие от общения."Однако если искренность может повлечь за собой наказание и доставить человеку боль, то потребуется усилие воли, чтобы быть честным" ...Человек сделает это усилие, если угроза боли невелика"(там же.с.145). Иначе возникает конфликт с самим собой, что ведет к нарушению целостности личности. Ребенок по Лоуэну, не хочет чтобы его понимали всегда вопреки его интересам и у него есть единственная альтернатива - "это вообще ничего не говорить. Лоуэн сожалеет , что к праву хранить молчание в большинстве семей относятся без всякого уважения.Результат  -или ребенок-лжец, или ребенок, не способный лгать.


Тэги: Научившийся человек знает, как использовать полученную информацию в жизни, особенно своей собственной.