Жизненный мир человека. Ф. Е. Василюк

Алексей Гадаев
Василюк Ф.Е. - каждый переживает по своему жизненному миру.
Российский психолог, наш современник предлагает свое понимание процесса "успешности" значащего переживания, терпения, и возможности преодоления тяжелого чувства или состояния. У любого человека, в том числе и учителя  и ученика в школе бывает ситуация невозможности реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр).  Условия жизни человека как внешние и внутренние, тип активности  и специфическая необходимость  отличаются у каждого индивида, считает Ф.Е. Василюк. Возможности адаптации у каждого человека могут препятствовать личной самоактуализации.  Каждый из нас имеет свою "витальность", жизненное отношение,внутренний мир и свою жизнь как целое. Тип активности, который зависит от жизнедеятельности организма, вида деятельности, сознания и воли реализуется в внутренней необходимости реализовывать её или "здесь и теперь" или в реализации жизненного смысла. Условия жизни у каждого индивида разные одному человеку дано от природы, другой наследует жизненные блага а другому и сложно и трудно жить. Поэтому при критической ситуации человек по разному реагирует в виде стресса, фрустрации (непреодолимого препятствия) или в виде конфликта и даже кризиса. Василюк пишет: " затруднения могут вызвать нарастание стресса, которое, в свою очередь. отрицательно окажется на осуществляемой деятельности и приведет к фрустрации; далее агрессивные побуждения или реакции, порожденные фрустрацией, могут вступить в конфликт с моральными установками субъекта, конфликт вновь вызовет увеличение стресса"[психология переживания, 47. с. 18].
Педагогу-психологу  необходимо учитывать при научении ученика, характер его переживаний и выбирать правильную стратегию психологической помощи ему.
Психолог анализирует уровень сознания ученика (его переживание,согласие с собой и рефлексию), выбирает метод подхода в его ситуации (проблема у ученика, беседа на равных или с позиции учителя), проводит диагностику  жизненного мира ученика (инфантильный, ценностный, реалистический  или творческий жизненный мир ученика), определяет в какой временной позиции с ним вести беседу (в настоящем, будущем или прошедшем), определяет что главное для ученика в  ситуации конфликта (предметное содержание, личностный смысл, что значимо для ученика, какие слова чаще он использует при беседе с педагогом).
Прежде чем возбудить в ученике желание учиться, учтите все переживания ученика по этому поводу и его жизненный мир (инфантильный, ценностный, реалистичный, творческий). Василюк утверждает, что инфантильный мир - это мир внешне простой и легкий как у младенца, который живет "здесь и сейчас" без активности с умилением или сожалением при сознательном и эмоциональном переживании. Ценностный тип личности: внешне трудный и внутренне постой жизненный мир. Когда реальность мира требует терпения, человек не знает сомнений, колебаний, чувства вины и мук совести - простота внутреннего мира освобождает его от всевозможных внутренних препятствий и ограничений (ученику все материальные благо достаются от родителей). Жизнь ставит для субъекта только один вопрос: "Как сделать, как достичь?". Фанатизм и маньячество, пишет Василюк, возникают тогда когда одна какая-нибудь потребность получает доминирующее положение с большей интенсивностью, чем остальные потребности (абстрактная идея, убеждение). Фанатики бывают не только личностями определенного склада, но и субъекты в определенном состоянии личности т.е. в нормальном и патологическом состоянии с "импульсивным влечением", подчиняющие свое поведение и сознание убеждению или абстрактной идеи.
При третьем типе жизненного мира сложность внутреннего мира субъекта при внешнем легком мире выражает его выбор между Правдой жизненных ситуаций и реальным самопожертвованием ради своей жизни. Василюк приводит пример из чеховской Душечки. Душечка в рассказе А.П.Чехова, легко и просто забывает свои переживания и переключается на более доступный субъект ( с умерших мужей, на приятеля ветеринара а затем к его сыну-ученику, отдавая им свою заботу и любовь). Пренебречь, пожертвовать одному свой жизненный мир для неё нет надобности, так как Душечка не способна удерживать более одного отношения с близким человеком. Все у неё рассчитано и материально выверено, ведь жить надо получая все "здесь и сейчас". В её жизненном мире нельзя одуматься и опомниться в нем наблюдается очередность переживаний. Ребенок, пишет Василюк с феноменом "горькой конфеты" прекращает "лгать" и возможно он полюбит Правду отношений, так как у него возникает страх разоблачения и наказания (можно привести пример мальчика воровавшего огурцы в колхозном огороде в рассказе Носова "Огурцы"). Эмоции и правила общежития начинают воздействовать на ребенка вызывая в нем внутренний смысловой свет выбора Правды. Родион Раскольников у Достоевского приходит к Правде и к желанию жить по- правде, так как внутренний конфликт (от всё дозволенности к ответственности и жертвенности) приводит его к удовлетворению в раскаянии и покаянии. Если не будет жертвенности. то не будет жизненного смысла и наступит жизненный тупик. У Родиона Раскольникова пишет Василюк, происходит "скачек" от одного содержания жизни к другому - прощению от обиды на весь "несправедливый мир". Он (Родион) не хочет сохранять временное иллюзорное ощущение благополучия а желает жить без самообмана в здравом рассудке. У Родиона есть возможность отличить истинную жизнь от ложной и приобрести мудрость. Мудрость - это самоуглубленность и самопознание в укреплении собственной позиции. Привести себя в состояние готовности пожертвовать ради гуманной ценности любым из своих мотивов, даже пожертвовать самой жизнью, то есть отказаться от эгоцентрической установки и приобрести рассудочный взгляд на мир и даже совершить подвиг (28). Василюк утверждает, что внутренне сложный и внешне сложный мир человека находится в сфере нравственного поведения, где нет ссылок на обстоятельства, на неудобство на трудность и тягостность осуществления нравственных намерений. Если отвлечься от всех трудностей, то мир человека будет в условиях легкого внутреннего мира.
Василюк описывает и 4 тип жизненного мира человека: внутренне сложный и внешне трудный жизненный мир. Основное новообразование, появляющееся у существа такого жизненного мира по сравнению с предыдущими, - это воля. Воля помогает самостроительству личности - то есть активном и сознательном созидании человеком самого себя в жизненном творчестве. Сила воли состоит в её умении использовать в своих целях энергию и динамику мотивов. Л.С. Выготский писал: "примитивные формы детской волевой деятельности представляют применение самим ребенком по отношению к самому себе тех способов, которые по отношению к нему предпринимает взрослый человек"(50 с.363). Субъект заставляет себя нечто сделать, властвует над собой.  Творчество и есть высший принцип данного типа жизненного мира. Творческое сознание не способно непрерывно контролировать ход действия, поэтому необходима воля.


Тэги: Прежде чем возбудить желание учиться учти