Театр спонтанности

Алексей Гадаев
Якоб Морено (1889-1974) и театр спонтанности.
У американского психоаналитика (ученика З.Фрейда), социального психолога  основателя психодрамы и социометрии есть много конструктивного для педагога-психолога и учителя.  Грете Лейтц отмечает,что  Морено отстаивает мнение, что "самочувствие индивида, равно как и здоровье всех людей, всё больше будет определяться в будущем судьбой человечества, а судьба человечества всё больше будет зависеть от креативных и деструктивных  интеракций отдельных людей в группах и различных групп между собой"[ 1]. Для педагога-психолога в школе при  организации и проведении интерактивных игр начиная с разогрева, где видна картинка "притяжений и отталкиваний"(выбора и отвержения), в "совместном действии" руководителя с классом и "общего участия в действии" интеракция (взаимодействие) необходима для развития группы. Можно сказать в интерактивной игре используется и спонтанность и творческий потенциал ребенка - "культурные консервы", то есть новый способ поведения, мышления и чувствования. Руководитель игры "расконсервирует"эти "культурные консервы"приложив к ним новый творческий импульс. Спонтанная интерактивная игра без сценария это аналог детских игр и дети в ней не знают чем закончить, а все другие участники предлагают своё решение и открыто переживают ситуацию. Но педагогу-психологу как руководителю игры надо помнить, что спонтанность - это энергия и она не должна быть бесконтрольна: подавление её может привести к неврозам, а бесконтрольность этой энергии приводит к психозу. Руководитель спонтанной игры ждет, подбадривает, неявно подталкивает и двойника и героя и даже возможен обмен ролями, чтобы герой уточнил мнение о себе с юмором. В спонтанной игре должна быть и сцена, и герой, и режиссёр с помощниками и активная публика. Начинаться игра должна с "встречи с собой", а заканчиваться "шерингом" - обменом эмоциональными переживаниями собственных жизненных ситуаций. В заключительной стадии спонтанной игры необходимо совместное обсуждение - групповое взаимодействие (интеракция). Разыгрывать можно и нелепые истории, фантазии и сны а герой сам определяет сюжет и роли участников с использованием литературных текстов или их пересказов.
Элементы психодрамы: Протагонист - пациент - субъект психодрамы, главный исполнитель, представляющий свои проблемы; Терапевт (режиссер, фасилитатор) тот, кто помогает пациенту исследовать свои проблемы. Функции терапевта заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре ("разогрев"), выявлении проблем и переживаний пациента, комментировании, включение вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмен, анализа интерпретации происходящего. Помощники терапевта - ко-терапевт и пациенты, исполняющие "вспомогательные роли Я" могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного Я. Зрители - остальные члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после её завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к сами себе. Сцена - место где развивается психодраматическое действие, жизненное пространство.
Фазы психодрамы.
1. Инициальная, или подготовительна ("разогрев"). В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослабление страха, тревоги и беспокойства, снятие защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, "живые скульптуры", импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр.
2. Разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе её , пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд приемов: "зеркало", "двойники", "другие Я", монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др.
3. Фаза обсуждения, - является завершающей. По сути дела эта фаза состоит в предоставлении протагонисту обратной связи двух видов - ролевой и идентификационной. Первая обратная связь "из роли". Здесь протагонист получает информацию о том, что чувствовали его непосредственные партнеры, о чем они думали, что им хотелось сделать или сказать протагонисту и прочее во время разыгрывания психодраматической ситуации. Таким образом протагонист имеет возможность посмотреть на себя глазами партнера.
Основные вспомогательные техники психодрамы.
Замена ролей - обмен ролями между двумя участниками психодрамы, когда они уже получив некоторый опыт взаимодействия, пытаются войти "в шкуру" друг друга, "вынуть свои глаза и вставить себе чужие"
Классическая замена ролей - два реально присутствующих в данный момент индивидуума обмениваются ролями, так, что протагонист играет вспомогательного игрока, а вспомогательный игрок играет протагониста.
Неполная замена ролей - протагонист играет роль реального, но отсутствующего в данный момент человека.
Социодраматическая замена ролей - протагонист играет роль отвлеченного или фантастического персонажа.
Дублирование - техника, позволяющая вспомогательному игроку вербализовать мысли и чувства, которые протагонист, быть может затрудняется выразить.
Монолог - это техника при которой протагонист выражает свои скрытые мысли и чувства вслух ка самому себе, так и аудитории.
Психодрама в образовании - синтез психодрамы и педагогики, использование импровизационных ролевых игр в учебном процессе.




Тэги: спонтанность - это детская потребность играть и учить