Времена года

Николай Лукка
Из сборника Вакханалия


                В середине девяностых годов в Павловск, как
                в некий Элизий, стремился весь Петербург.

                «Музыка в Павловске». Осип Мандельштам


Павловский парк. На берегу речки Славянки сидят трое.
В кастрюльке на костре варится какая-то бурда. То один,
то другой помешивает это варево ложкой и пробует на вкус



     Первый
   (второму)

Скажи, что может быть печальней,
чем голос флейты?

     Второй

                Англичане
убеждены – на все ли сто? –
Бог ведает! – что повесть о
Ромео и Джульетте…

     Третий
  (перебивая)

                Чарли* –
и в «Лихорадке», и в «Огнях»** –   
печальнее самой печали,
хотя на наших же глазах
паясничает. Мы хохочем,
когда кого-то каблуком
он бьёт под зад, но к горлу ком
вдруг подступает и…

     Второй
  (перебивая)

                Короче,
немало звуков  и  людей,
явлений и вещей на свете,
которые куда грустней,
чем голос флейты.

     Первый

                Я о флейте
заговорил  недаром. Ни
у медных муз, ни у Славянки
я не встречал флейтиста. Янки
гуляли…

     Третий

              «Доллар урони! –
шепнул я в воскресенье негру,
разглядывавшему Венеру. –
Ты – урони, я – подберу!
иначе с голоду умру!
Не дай душе покинуть тельце!»
И негр заулыбался: «Ельцин
и  Горби – вери гуд!»

     Второй

                Итак,
не повезло?

     Третий

                Идя по парку,
я встретил немца: «Гутен так!» –
сказал, и немец дал мне марку.

     Второй

Расхвастался!.. Ты был рождён
на свет мамашей-попрошайкой;
воспитан попрошаек шайкой!

     Первый

Ребята, где флейтист? где он?!

     Второй

Смеёшься, что ли?

     Первый

                Не до смеха!
Путь, пройденный душою за
двенадцать месяцев, по вехам
восстановлю ли?..
(Показывает пальцем на листья, лежащие на воде.)
                Бирюза
уже обрызгана  сиеной***.
(Показывает на кусты и стога сена вдалеке.)
Там жёлтый куст – как стог, стог сена –
как куст…

     Второй

                Вот новость! Как и встарь,
за августом идёт сентябрь.

     Первый

Я помню, как грустила флейта,
когда на алых парусах
по небу проплывало лето…
Когда же на траве роса
застыла, превратившись в иней,
на парусах свинцовых туч
к нам осень приплыла… А зимний
день первый был ужасен: свиньи
визжали; длинный нож, как луч,
сверкал в руке у кума Сандро;
собака выла; снег летел,
кружась, и сухо шелестел.
«Замёрз?! – смеялся кум. – Массандра,
где наша молодость прошла,
небось, приветливей была!
Крепись!» Когда же Саламандра*
в огне мелькнула, и зола
осыпалась, а зольник – рыжий
от ржавчины – порозовел,
я от испуга  так и сел…
Сижу у печки, рот открывши,
а печка языком огня
лизнуть пытается меня
то в щёку, то…

     Второй
  (перебивая)

                Тебе б не вирши
плести, а повести писать,
поэмы!

     Третий

           Так красиво врать
умеют лишь поэты!.. Ври же
и дальше, дядя!

     Первый
     (жуёт)

                Толокно
во рту… Потом я встал… окно
открыл…

     Третий

            Глотай!

     Первый

                Весна вдоль крыши
сарая  шла… по  синеве
плыла, как яхта по Неве.

     Второй

Сравнил весну с какой-то яхтой!

     Первый

Плыла, как яхта; говорю:
плы-ла!

     Второй

            Я на тебя смотрю –
и удивляюсь: носишь, снятый
едва ль не с пугала, пиджак;
раскладываешь свой лежак
в беседке, а кричишь: «С наядой
встречаюсь!»

     Третий

                Он вчера и Ор**
приветствовал, как тот майор***
смазливых девок.

     Второй
   (первому)

                Не в ручье ли
плескалась нимфа?..

     Третий
   (встревая)

                Боттичелли*
изобразил  на  полотне
рождение Венеры… Чувства,
когда наш Разум спит и густо
храпит, малюют нимф…

     Второй
 (в недоумении)

                Во сне
он  видел и  весну?

     Третий

                Конечно!

     Первый
   (краснея)

Я полюбил Её так нежно,
а вы!..
(Качает головой.)
          Когда Она рукой
коснулась липы молодой,
мильоны огоньков зелёных
зажглись…

     Второй

                И ты опять упал?

     Третий

Поэт запрыгал, как козлёнок,
от радости!

     Первый
(как бы передразнивая их)

                У Петипа
поэт не брал уроков танца!..
Он выбежал во двор и стал
скакать или, верней, топтаться
на месте; а когда устал,
лёг на траву – вот так! –
(ложится на траву)
                и взглядом
окинул  голубой  шатёр.
(Окидывает взглядом шатёр небесный.)

     Второй

Разлёгся!.. Лучше бы в костёр
дровишек бросил!

     Первый

                Желчи ядом
напрасно ты смочил слова!
Перед тобой лежат дрова.
Бросай!

Звучит нежный голос флейты.

     Третий

           Флейтист-то где-то рядом!

     Второй

Дикарь!.. Сидит себе в кустах
да дует в дудку…

     Первый

                Ах, как флейта
грустит!.. Опять уплыло лето
от нас на алых парусах.

Все трое внимательно слушают.

Конец 1995 – начало 1996


 *Чарли – Чарли Чаплин.
 **«Золотая лихорадка» и «Огни большого города» – кинофильмы.
 ***Сиена – буро-жёлтая краска.
 *Саламандра – дух стихии огня.
 **Оры – богини, ведающие сменой времён года.
 ***… тот майор… – майор Ковалёв из повести Гоголя «Нос».
 *Сандро Боттичелли –  итальянский (флорентийской школы живописи)
 художник эпохи Возрождения (1445 – 1510 гг.).