Хранительница архива, или Листая Памяти страницы

Ольга Мищенкова
(Некоторые мысли и впечатления
 накануне  юбилея ГЕНРИЭТТЫ  ЛЕБЕДЕВОЙ)

Генриэтта Владимировна Лебедева родилась 29 октября 1925 в Рязани.

 В 1948 году окончила Рязанский государственный педагогический института, исторический факультет, после окончания которого пришла на работу в Государственный архив Рязанской области.

 1952 – 1981г.г. директор Рязанского областного государственного архива.

 Награждена Почетной грамотой Президиума Верховного совета РСФСР.

 Принимала активное участие в подготовке сборников архивных документов:
 «Ленин и Рязанский край»
 «История коллективизации Рязанской губернии»
 «История коллективизации Центрального промышленного района»
 «Установление советской власти в Рязанской губернии»


Её мир уходит  духовными  корнями в дореволюционную Россию, последние отголоски которой еще теплятся в душах  ныне живущих людей, о которых с болью от понимания невозвратности  потерянного некогда мира, можно говорить как об исчезающем впечатлении  прошлой культуры. Я слушаю неторопливую речь Генриэтты Владимировны Лебедевой  и неоднократно ловлю себя на  этой мысли. На нее приятно смотреть, ее интересно слушать, общение с ней вызывает чувство, близкое к восторгу. Пронзительной нотой врывается в наш диалог понимание  того, что «Россия, которую мы потеряли», - не есть метафора. Она здесь, в стенах этой старой просторной квартиры.  И  она жива, к счастью. Еще жива. А потому  с сожалением   понимаешь, что неизбежный уход таких людей, не побоюсь своей гиперболы, может оказаться  для России губительнее всех чернобылей мира, ибо оставляет страну в таком   вакууме, на бездуховной почве которого трудно будет ожидать  каких-либо позитивных  всходов в обозримом  будущем.


«…И там, в пернатой памяти моей, Все сказки начинаются с "однажды"…


   Мы  подошли к  той точке отсчета, от которой и ведет свое начало уничтожение  русской культуры с ее корнями, традициями и самобытностью.
        Семнадцатый  год прошлого столетия  чудовищным   образом перевернул не только жизнь страны, но легко и  совершенно бездумно прошелся  своей железной поступью по жизням многих и многих россиян, серьезно вмешавшись и в судьбу Владимира Клавдиевича Лебедева.  Его  образование в одночасье стало не просто не нужным, но и вредным, а наличие духовенства в отеческих корнях автоматически сделало  без вины  виноватого человека  персоной Non Grata. Мечтая о медицине, поступил в медицинское училище. Проучился два года и …был изгнан как сын священнослужителя, не имеющий права учиться в советском учебном заведении. Приходилось искать выход, потому что надо было выживать  и жить  в предлагаемых  временем обстоятельствах. И он искал и находил. И был в своих исканиях честным. Таким запомнился дочери.

***
Что она помнит…
Сорок второй год. Отца забирают на фронт.
Перед этим проводили родного брата Марка.
Потекла вечность, которая для всех в то время определялась одним простым словом – о ж и д а н и е, утомительнее  которого не было ничего в мире.

Мама читает письмо. От отца с фронта.
То ли ужас, то ли удивление, то ли радость?
Вслух: «Мы сидим с Марком и пьем чай.»
Поверить в это трудно. А потому радость обретает совершенно вселенский масштаб.
А было это так.

«Папа, - вспоминает Генриэтта Владимировна, -  оказался  под Сталинградом. Ехал на машине, в кузове. 
Вдруг слышит – кто-то кричит :
- Папаша! Папаша!
Его никто так никогда не звал. Но сейчас кричали очень  настойчиво,  ему пришлось   остановить  машину.
Подбегает товарищ – Юра Лукашов.
А за ним –  Марк. Сын.
Дальше они воевали вместе. »

***
  Ни брат, ни отец не любили говорить о войне. Может быть потому, что впечатление о ней осталось такой силы, что и слов для него отыскать было трудно?
 Малые печали словоохотливы,  глубокая  скорбь – безмолвна.
Да и какие слова можно было найти, чтобы передать весь ужас от полученного сообщения о том,  что только что  было прямое попадание  снаряда в землянку, в которой находился сын, по счастливой случайности воевавший вместе с ним?
Сколько нужно было иметь мужества, силы, воли, еще каких-то качеств, которым, возможно, и названья нет,  чтобы пойти  туда  и  начать раскапывать заваленное землей место?..
Была ли при этом боль?
Он не мог  потом  вспомнить.
Но она не просто была.
Она разрывала в клочья, как тот снаряд, который только что упал туда, где был его сын.
И со всем остервенением, которое только возможно в подобном случае, человек впивался в лопату, не чувствуя, как кровоточит сердце,  и глаза закрывает пелена из слез, и  ноги отказываются держать пробитое, как осколком, страшным известием  тело.
И есть ли он сейчас, Владимир Клавдиевич Лебедев?
Он не понимал этого.
Не мог понимать.
Отказывался понимать.
Потому что были  боль и отчаяние.
И  еще – страх, рожденный   неизвестностью, которая  –  хуже  любого страха.
Что еще? 
Злость.
Она была  обязательно.
Без нее тогда было никак.
Она держала тогда –  эта страшная, испепеляющая, но такая необходимая в ту пору  злость. 
И еще…
Одному Богу известно, что мог  испытывать отец,  разгребающий заваленное после взрыва место, где (Господи, дай ему силы!) его родной сын, возможно, был  еще  жив.
  Какие-то силы услышали его безмолвную молитву, которая  по капельке вытекала из сердца, пока он освобождал сына.
Марк оказался живым.
И  когда Владимир  Клавдиевич  понял это,  вдруг не осталось    ни сил, ни слов. Ни злости, ни отчаяния.  Даже боль – и та уступила место чему-то другому…
Чему? Мог ли он вспомнить это потом? Конечно, мог…Но, Господи, как отыскать слова?..
Просто была война. И они – отец и сын – оказались вместе под ее страшным небом. А сейчас на руках одного  – сын, только что освобожденный   из-под завалов после бомбежки.
Контуженный, но живой.
И все остальное  уже не имеет    н и к а к о г о    значения.«Шумит, не умолкая, память-дождь, И память-снег летит, и пасть не может.»

2.
«…И ветер-память по ночам гудит…»

     Память…Даты…Время… Лица…
Историк по образованию, приученная анализировать и сопоставлять, а в последствии еще и сохранять научившаяся, Генриэтта Владимировна помнит…
   Так  было  с двоюродной сестрой, имеющей прекрасное колоратурное сопрано, которую  не принимали учиться  музыке  только потому, что  ее  отец был священником.
Абсурдно и страшно.
И еще – глупо.
Наверное, смешно. 
И нельзя допускать, чтобы она, эта безмозглая глупость, побеждала. 
Из глупости нужно искать выход.
Обязательно нужно.
Если клин – клином, то абсурд – абсурдом.
Итак, чтобы талантливый человек (а талант  как-то  живет  сам по себе, вне сословий,  конфессий, национальных признаков и прочих  человеческих  наворотов и   придумок) смог получить достойное образование в (еще один акцент!) с о в е т с к о й стране, которая  до печеночной колики хотела быть впереди планеты всей, талантливой девушке…(опять многоточие, заменяющее паузу)  купили справку, сообщающую миру о том,  что она дочь… крестьянина. И справке этой – поверили. 
Таланту – не поверили.
Голосу – не поверили.
Ушам своим не поверили.
Поверили справке.
Так было.
Дописала и…выдохнула.
   Абсурд?
   Безусловно!
   Выход?
   Естественно!
   Разумный выход?
  А что делать?
И хоть на вопрос вопросом – не везде принято, но абсурдность ситуации рождает и абсурдность изречения. И слава Богу, что случались абсурдные решения при неизбежных абсурдных ситуациях.
  Правда, на этом цепь приключений не  заканчивается.


3.
«…И память-снег летит,  и пасть не может»

Память…Даты…Время… Лица…
Брат Марк.
Воевал. Служил в  штабе Мерецкова, где  познакомился со своей будущей женой – Анной Ивановной Лебедевой, которая, среди прочих, имеет очень редкую награду – «За оборону Заполярья».
Марк ушел  на войну семнадцатилетним добровольцем, не успев получить аттестата об окончании школы. За что потом и поплатился.
И в его жизни не обошлось без абсурда.
Тем ребятам, которых призвали служить, аттестат после войны выдали. Просто выдали, потому что воевали, потому что были призваны, потому что…
Да выдали, и все тут!
А Марку – нет.
Почему?
Потому что на войну пошел д о б р о в о л ь ц е м. И тем, как оказалось, существенно отличался от  ребят, которые  оказались  на фронте по возрасту и призыву.
Абсурд?
А что делать?
И правду говорят, что инициатива наказуема.
Конечно, окончил  потом  Марк  Владимирович и вечернюю школу, и юридический институт. И до полковника дослужился.
Не в этом же дело…
Зарубки остались. На память.

   Так было в ее семье.
   Она это помнит.
   Так было в ее стране.
   Она это знает.
   И ее память бережно хранит то громадное количество впечатлений и ощущений, знаний и  фактов, историй и дат…
Когда-то это было ее работой.  Потом перешло в привычку, дало корни. Теперь – это ее естество.
«Я зарастаю памятью, Как лесом зарастает пустошь…»
  Давид Самойлов.
  О ней?
  И о ней – тоже.



4.
«Но в памяти  моей такая скрыта мощь, Что возвращает образы и множит...»

Память… Даты…Время… Лица…
Родные лица.
Основа основ.
Истоки.
Корни.
Без них – нет памяти.
Без памяти нет ее.
А потому – даты, время, лица…

  И еще одна светлая печаль  минувшего столетья – мама. Екатерина Ивановна Лебедева. Большей вины, кроме той, что не родилась в крестьянской семье, за ней не было. Но эта – одна – единственная – не прощалась долго. А когда и простилась, то все равно помнилась. Или – не забывалась.
Абсурд?
А что делать?..

  Одухотворенный образ мамы,  смотрящий в сегодня со старинных портретов вчерашнего дня.
 Гимназистка. Внучка купца Солодова
 Трепетность…
 Хрупкость…
 Полутон – полусвет.
 Полуулыбка – полуплач.
 Красивое лицо, освещенное мыслью, а потому еще более красивое.
 Ушедшее – невозвратное.
 Без   с о ж а л е н и я   потерянное веком минувшим.
 Хранимое и сохраняемое  веком нынешним в архиве памяти  дочери.
 В тайниках души.
«И в этом – однократность бытия  И однократность утоленья жажды…»

5.
«…Шумит, не умолкая, память-дождь…»

      Честность и порядочность – это те постулаты и ориентиры, которые Генриэтта Владимировна вынесла из детства,  получив в качестве духовного завещания от родителей и которые потом старалась пронести достойно через свою жизнь.
Отец – охотник, спортсмен, на коньках хорошо ходил, в теннис играл. И его ракетка до сих пор хранится в семье внука – племянника Генриэтты Владимировны. Любил оперетту. Был очень красивым человеком. Как и мама. А потому и дочь красоты необыкновенной вышла.
Еще в их  доме  жили собаки. И это – тоже одно из ярких впечатлений детства. И основа воспитания. И критерий чего-то важного.
И  была тишина. Она помнит ее. Не пустая и давящая, а та, в которую уходишь, как в  уютное и теплое спокойствие. И уже там, в   т о й  тишине – звучит  добрым многоголосием   родной и духовно близкий мир, название которому   с е м ь я.
Она не может вспомнить, чтобы отец повысил голос на маму. А потому до сих пор не  в состоянии  понять, как в иных семьях бывает по-другому. 
В этом мире она росла. Его и унаследовала.

6.
«И птицы-память по утрам поют…»



Память…Даты…Время… Лица…
Что она помнит?
В 43 г. должна была окончить школу, но заболела и не сдавала экзамены из-за болезни.  Летом поступила  работать в горфинотдел. А в  сентябре ее  не отпустили на учебу. Была война. Нужны были люди.
Пришлось окончить вечернюю школу.
Пединститут был в эвакуации, и Генриэтта Владимировна  поступила на заочный истфак, а    после возвращения института перевелась на дневное  отделение.
Потом были и  аспирантура,  и сданный  кандидатский минимум. Но отъезд научного руководителя и предложение сменить тему, последовавшее  от нового шефа, сделали свое дело. Защита не состоялась.

***   
7.
«Деревья-память целый день лепечут…»

   А в архив  Генриэтта Владимировна  попала  еще во время студенчества, потому что писала курсовую работу по документам. А когда заканчивала институт, то ей предложили  в архиве  работать. Так случилось.
Об архиве она может говорить  и долго, и  интересно.
Для нее это – целый мир, причем, мир живой, трепещущий и трепетный, и  многогранный, и многоликий…Разный  мир.
 И что в нем, в  ТОМ  мире?
  «Архив – это меч, который в случае необходимости можно вынуть из ножен. Там есть вещи интересные. Есть –  нудные. Есть и  скверные. Всего много. Как в жизни»,  - вспоминает Генриэтта Владимировна.
   Я смотрю на эту удивительную женщину и понимаю, что по ее  отдельно взятой  жизни  можно с точностью до миллиметра  проследить   не только  путь  семьи,  но просмотреть и биографию  (как это не высоко звучит!) страны, а если еще более высоко взглянуть, то и  биографию века, который навсегда останется в исторической памяти поколений советским периодом. И думаешь вдруг, как ничтожно само по себе это слово – период – применительно к России. И как много было им опрокинуто ценностей,   И как много было потеряно в погоне за какими-то призрачными завоеваниями.
«Силой воспоминаний можно с точностью измерить силу пережитого», - писала в своих дневниках Вера Инбер.
  Воспоминания Генриэтты Владимировны Лебедевой и сильны, и ярки, и многообразны. Это – ее богатство. И в этом – ее сила.
    Из архива, из того мира, не потустороннего, нет, скорее, параллельного, куда можно было уйти от суеты сегодняшнего дня, закрыть поплотнее дверь, чтобы не мешали шорохи и звуки повседневности, и,  оказавшись наедине с Памятью, почувствовать вдруг,  как мал человек в том огромном мире, называемом жизнью. И как он же бесконечно велик. И приходило понимание того, как важно его величие сохранить, не потеряв ни одного шага, вздоха, слова, потому что без памяти ведь не только души скудеют. Без родовой памяти и государство утрачивает свое величие. И Генриэтта  Владимировна Лебедева  знает  это, как никто другой.
 Она вообще знает многое.
 И многое помнит.
 А что-то –  просто не имеет права забывать.

8.
       Давид  Самойлов

Я зарастаю памятью,
Как лесом зарастает пустошь.
И птицы-память по утрам поют,
И ветер-память по ночам гудит,
Деревья-память целый день лепечут.

И там, в пернатой памяти моей,
Все сказки начинаются с «однажды»,
И в этом – однократность бытия
И однократность утоленья жажды.

Но в памяти такая скрыта мощь,
Что возвращает образы и множит...
Шумит, не умолкая, память-дождь,
И память-снег летит… И пасть не может.


23 – 14. 09.2010

-------------------------

Её не стало 28 сентября 2012 года