Тайна Моцарта и Сальреи. 6. Гений и злодейство

Юрий Горбачев
Гений и злодейство, Черный человек

Самым темным местом в смерти Моцарта остается  Черный человек. Был ли заказчик «Реквиема»-реальной фигурой. Могли ли братья-масоны учинить такую мрачную шутку –заказать разгласителю их тайн музыку на его собственные похороны или Черный человек лишь  порождение творческой фантазии? «Реквием» остался незавершенным Моцартом. Но почему вначале вдова композитора Констанца не разрешала ученику великого маэстро
Зюстмайеру завершить произведение. Не из мистического ли страха, боясь прогневить мертвого, потому как с Зюстмайером  у Констанцы были непростые личные отношения и некоторые полагают, что она родила от него ребенка. 

Задумывающиеся над метафизикой противостояния гениев-провидцев и преуспевающих посредственностей относят конфликт между Моцартом и Сальери к разряду вечных библейских сюжетов. Отождествляют Моцарта – с Христом. Сальери – с Иудой и Иродом… «Совместны» ли гений и злодейство?

 Приговоренный к четвертованию, но «благодаря» помилованию Николая I погибший на виселице Рылеев считал, что --нет. Перед выходом на Сенатскую, который кончился для него петлей, Рылеев говорил, что «неприлично дело свободы Отечества и водворения порядка начинать беспорядками и кровопролитием». ХХ век доказал что «гений» и «злодейство», «моцартианство» и «сальеризм» легко меняются местами, совмещаются, переплетаются, переполюсовываюьтся. Ленин, Гитлер, Рузвельт, Пиночет,  Франко, Хрущев,  Андропов, Буш –такие «мерцающие» фигуры. Поди разберись—чего в ком больше –гения или злодейства, вдохновения творца или сальеризма, все высчитывающего и всегда просчитывающегося  ремесленника от политики. 

Был ли гением или злодеем по-моцартиански одаренный вундеркинд Оппенгеймер, детище чьих вдохновений  смело с лица земли Хирасиму и Нагасаки? И  почему в конце жизни им, остро переживающим «комплекс Оппернгеймера», серьезно заинтересовалось ЦРУ?

Был ли Черным человеком Есенина его друг, собутыльник, восторженный биограф пописывавший стишки Мариенгоф, который по одной из версий способствовал гибели «последнего поэта деревни»? Был ли, доставшим его уже из могилы Черным человеком Бориса Пастернака  Сталин,  который еще при жизни  13 числа нисана позвонил поэту «по вертушке», и потом это мистическое число не давало покою много  импровизировавшему на темы мастеровитости и ремсесленничества, взаимоотношений между Христом и Пилатом Михаилу Булгакову. И не есть ли что-то вроде заказанного Черным человеком «Реквиема», заказанная Булгакову  Сталиным  пьеса «Батум»? Вполне  абсурдными выглядящие сегодня обвинения  Бродского в «тунеядстве» -не есть ли  пережитая советскими людьми  мистерия между моцартианством инакомыслия и свободы совести и сальеризмом «совково»-репрессивной судебной системы, сломавшей зубы обо всех этих «окололитературных трутней»? Отчего всегда побеждает Моцарт, а Сальери терпит фиаско?

 По крайней мере в прошедших харизматизацию произведениях искусства. Отого, наверное, что ещё сильны авторитет и харизма  Христа. Хотя «Иуда Искариот» Леонида Андреева – практически второй манихейский Христос—жертвенный, принявший на себя плевки и проклятия столетий.
 Но почему Моцарт продолжает жить в наших сердцах, волнует  смертью смерть поправ, а Сальери –не трогает, сколько бы ни старался. Если бы знать…