Опера

Акваирин -Ка
Оперный спектакль возникает
В результате долгого труда:
Партитура (1) в театр попадает
И работа сразу закипает,
А работа эта – непроста.

Вот под руководством дирижёра
Партитуру разучил оркестр,
Партии – солистам и для хора,
Постановка – дело режиссёра,
О костюмах знает - костюмер.

Зрители пришли. Пора. Начало.
Палочкой лишь дирижёр взмахнул  –
В тёмной тишине большого зала
Увертюра (2) мягко зазвучала:
Мир спектакля двери распахнул.

Каждый занят действием сюжета.
Главный управитель - дирижёр:
Скрипки, альты, трубы и кларнеты,
Фортепьяно, контрабасы, флейты
Слушать, слышать чётко должен он.

Музыканты - в паре с инструментом
(И оркестр – единый организм) -
В музыкальных линиях сюжета
Точно все нюансы и моменты
Исполняют, не жалея сил.   

А на фоне декораций пышных   
Увлекает вас цепочка сцен
Где, как в жизни, говорят и дышат, –
Спорят, любят, плачут, письма пишут;
Много злых и добрых перемен.

Но язык у оперы – особый.
Ария (3) солиста – монолог:
Ты героя нрав понять попробуй.
Хор и действо замирает, чтобы -
Слышать лучше музыкальный слог.

Отзвучала ария. В движеньи
Снова оперная жизнь кипит,
Умножая чувства, устремленья,
То переживая пораженья,
То - красивых подвигов порыв.

Равномерностью речитатива (4),
Хором, что изображает жизнь,
Говорит спектакль красноречиво.
В мире музыкальных переливов
Время незаметно пробежит.

Затаив дыханье, до финала
Оперы мы быстро добрались.
Череда событий – миновала…
В ярком свете зрительного зала
Растворилась призрачная жизнь.

_________________________________________________________

1. Партитура в музыке - нотная запись многоголосного музыкального произведения.

2. Увертюра - (о ouvrir - открывать) - музыкальное оркестровое сочинение, служащее началом или вступлением оперы.

3. Ария ( итал. aria - воздух) - законченный по построению эпизод в опере, оратории или кантате, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра. Во время исполнения арии действие на сцене останавливается.

4. Речитатив –  (лат. recitare  - читать вслух, громко произносить) – пение, разделённое на медленные, короткие, разделённые остановками фразы.          В опере -  основной «инструмент» развития действия. 

5. Либретто – литературная основа оперы. Обычно в основе – литературное произведение. Например, «Руслан и Людмила Глинки», «Русалка» Даргомыжского, «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама» Чайковского, «Снегурочка» Римского – Корсакова и др.