Ораниенбаум. Глава 1. Часть 1

Владимир Скурлатов
Глава 1.  «Петровский период»

1.  Меншиковский дворец

Близ маленькой рыбацкой деревушки
Своё имение с дворцом он строить стал,
Он находился у «финансовой кормушки»
Откуда «черпался»  для строек капитал.

Петру однажды Катерина говорила,
Что Меншиков порядочный шельмец.
«Ты, Катерина, помни, что Данилыч -
И жнец и швец и на дуде игрец.

Он в деле, Катя,  шибко расторопен,
Ещё я знаю, что меня он не предаст,
Быть может, он не очень благороден,
Но Бог ему потом за всё воздаст.

Я ж воздаю ему почёт и уваженье,
За то, что он везде всегда со мной,
Не подводил он никогда в сраженьях,
Во всём всегда был правой мне рукой.

Он знает мою главную задачу,
И я уверен, он меня не подведёт,
Поэтому хоть маршалом назначу,
Он всё потом с лихвою нам вернёт.

Ещё к нему ревизии назначу,
Чтобы вели расходам всем учёт.
Вон Долгоруким эту дам задачу,
Чтоб предоставили по стройкам мне отчёт».

Для стройки дачи место долго выбиралось,
Там заболоченные были берега,
С полкилометра твердь лишь начиналась...
А стройку ту возглавил Фонтана.

Успешный итальянский архитектор,
В те времена был очень знаменит,
Изобретал оригинальные проекты
И в планировках был особо "башковит".

Он местность изучил весьма подробно,
Потратив на замеры несколько недель,
Все пожелания учёл он, безусловно...
С немецкой точностью
                всё позже выполнил Шедель.

Дворец решили строить на пригорке,
Чтобы из окон  виден был Кронштадт,
На южной стороне построили задворки,
А с севера спланировали сад.

Дворец раскинулся вдоль берега залива,
Свой чудный облик к морю обратив,
Паря над водами легко и горделиво,
Он был величествен и празднично красив.

Он в центре выделялся двухэтажным зданьем
С высокой крышей, поднимающей размер,
С короной княжеской, как титулов признанье,
Венчающей фонарик-бельведер.

А по краям от зданья в плавном полукружье,
Уходят крылья невысоких галерей,
По паре дюжин окон обнаружив
В порталах арок, не имеющих дверей.

Сходились крылья к башням павильонов,
Строений восьмигранных в куполах,
Где выразительны пилястры и колонны
В "коринфских" и "тосканских" ордерах.

Один из павильонов был Церковным,
Увенчанный на куполе крестом,
Другой - Японским, для изяществ годным,
А купол был там с флюгером-флажком.

А с юга к павильонам примыкают флигеля,
Для всяческих служебных и хозяйских нужд.
Они являли ограждение Парадного двора
И стиль барокко был для них совсем не чужд.

Фасады флигелей исполнены из арок,
Их больше сотни изнутри роскошного двора.
Здесь архитектором был поднесён "подарок"
Честолюбивому сподвижнику Петра.

В подножие дворца возведены террасы.
Как грандиозный подиум они
Системой пандусов и лестниц веерообразных
Спадали плавно к саду с высоты.

На каждом уровне устроены площадки,
С которых открывался «новый» вид.
По мере спуска или съезда на колясках
Менялся весь «обзорный колорит».

( продолжение следует )

Ломоносов - Санкт-Петербург, сентябрь 2010 г.