Збигнёв херберт об искусстве

Винарчук Роман
1. Быть открытым, это значит, интересоваться миром,  быть способным на перемену взглядов, если факты свидетельствуют, в пользу других взглядов. Здесь нет ничего общего с конформизмом, есть только внутренне гостеприимство для каждой другой, важной,  проверки жизненной истины.
2. Принцип конфликта. Это правило внутреннего диалога и диалектического напряжения между  доводом, провозглашающим и доводом противоречащим. Отсюда моя склонность к формам драматическим. Всё – драма. Всегда происходит столкновение двух или нескольких доводов.
3. Не нужно стремиться к тому, что бы всё в себе выяснить. То, о чём пишешь,  должно быть выражением нашей внутренней противоречивости, где человек - это мешанина спокойствия и беспокойства, уверенности и тревоги.
4. Правило мужества – очень важно в жизни и в творчестве.  Писательство – попытка измерения мира, окружения,  а если я мыслю независимо, это и есть акт мужества.
5. Связанность с предшественниками  -  правило игнорирования моды и взглядов принятых повсеместно. Это правило  моральное и гигиеническое:  плывя по течению, превращаешься в «мясо».
6. Выбор в пользу самого труднодостижимого.
7. Полная покорность  жизни и всевозможным феноменам мира. Знание, что есть что-то больше чем ты – лучшее лекарство от мегаломании.
8. Принцип терпеливости:  в искусстве, как и в жизни, побеждают лишь терпеливые.  Нельзя надеяться на моментальный успех. Не любить проигрывать, но научиться проигрывать  – это большее искусство, чем выигрывать.
Специальность художника можно сравнить со специальностью алхимика. Сейчас я работаю над очерком, в котором стараюсь доказать, что алхимиков интересовал не только конечный процесс превращения в золото, но одинаково важны были для них (если не важнее) и созерцание,  молчаливое ожидание,  дисциплина духа. Эти–то  качества в них самих и выплавлялись вместо золота, производя волшебную трансформацию элементов.