Добро и зло

Николай Новожилов
(из сборника "модели мира")

Самые сложные закономерности имеют иногда простое и наглядное выражение. E=mc2 описывает связь, суть которой стала понятна человеку меньше века назад и уже привела к созданию как мощнейшего средства уничтожения, так и неограниченного источника энергии.

Что если в основе духовности лежит столь же простая закономерность, не умаляющая сложности выстраиваемых на ней конструкций и отношений, а лишь подчеркивающая их стройность и гармонию?

База духовности - различение добра и зла. Настолько очевидное, что, казалось бы, не требует определения. Но, в то же время, источник противоречий и конфликтов, происходящих от различного понимания этой границы.

Суть лежит на поверхности и настолько проста, что о ней даже не приходит в голову задуматься: добро - это удовлетворение потребностей другого, зло - удовлетворение своих в ущерб другим живым существам. Потребностей самого разного плана - физических, эмоциональных, духовных.

Вспомним основные заповеди Христа: "люби ближнего твоего, как самого себя" - почти прямым текстом; "любите врагов ваших" - тот же принцип, доведенный до абсолюта; "не убивай" - самый базовый вариант того же. И дальше - "не прелюбодействуй", "не кради", "не лжесвидетельствуй", "почитай отца и мать", ну и конечно известный кантовский постулат, заимствованный у Христа - "во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними".

Эгоизм для человека естественнен, забота же о ближнем как о самом себе, хоть и обусловленна иногда инстинктом, не следует из естества человека и требует воспитания.

Удовлетворение своих потребностей без ущерба другим нейтрально с точки зрения добра и зла. Сложности в различении начинаются, когда интересы ближних противоречат друг другу, и граница между добром и злом становится относительна.

Приняв такое очевидное, казалось бы, определение, можно придти к совсем неочевидным, неожиданным, а порой и шокирующим выводам. Особенно если не ограничивать распространение его только на свою, пусть и широкую, группу "ближних". Тогда в категорию нейтральных, если не в зла, попадают многие вещи, которые мы привыкли считать если не добром, то уж точно делом благим и достойным. А если расширить категорию "ближних" до всего живого, то масштабы творимого нами зла удручают и можно говорить только о неком балансе, даже выдержать который непросто.

Определение поможет понять, на какую чашу ляжет то или иное наше действие. Смущает только "дерево познания добра и зла". Если все настолько просто, чем такое знание может повредить?