Новый, 1995-й

Иван Гаман
Как-то вышло всё скомкано…
Даже повестка мятая.
Быстрые проводы Ромкины
в аккурат на сентябрь пятого.
Да и мне разгуляться не дали…
Две недели и тоже в строй.
Если честно, мы ведать не ведали,
что же делается со страной.

Командиры с учебкой* мытарили…
На залёте** сплошной залёт.
- Не дисбат?*** Тогда рапорт варгань, давай.
Через сутки твой самолёт.

Помню, в ночь по тревоге подняли…
Это было для нас не ново.
И голодными, сонными сотнями,
Да пинками в утробу транспортного.****

А скоро праздник
любимый с детства.
И дядя Вася.
Жил по соседству.
Опять напялит
парик из ваты.
Немного пьяный
и к Ромке в хату.

Как-то вышло всё быстро,
мы даже не поняли.
Прогремел первый выстрел,
потом какофония.
Буд-то кто-то петардами
праздновал Новый
и пугал санитарами
в краске багровой.

- Что салага,***** обделался?
За носилки и к кромке!******
А я глупо надеялся,
что это не Ромка.

А скоро праздник
любимый с детства.
И дядя Вася,
что по соседству.
Зайдёт тихонько
в ушанке драной.
И тихо скажет:
- За ветеранов!
_________________________________________
 учебка* - учебная часть.
залёт** - нарушение воинского Устава, провинность перед офицерами и старослужащими.
дисбат?*** - дисциплинарный батальон.
транспортный**** - транспортный самолёт.
салага,***** - солдат, недавно призванный на воинскую службу.
к кромке!****** - в первые дни боя был полный бардак, много раненых, и чтобы трупы не мешались под ногами их часто складывали на кромке взлётной полосы.
Официально:
Несмотря на то, что Грозный по-прежнему оставался не заблокированным с южной стороны, 31 декабря 1994 года начался штурм города. В город вступили около 250 единиц бронетехники, крайне уязвимой в уличных боях. Российские войска были плохо подготовлены, между различными подразделениями не было налажено взаимодействие и координация, у многих солдат не было боевого опыта[18]. Войска не имели даже карт города и нормальной связи.
Западная группировка войск была остановлена, восточная также отступила и не предпринимала никаких действий до 2 января 1995 года. На северном направлении 131-я отдельная Майкопская мотострелковая бригада и 81-й Петракувский мотострелковый полк, находившиеся под командованием генерала Пуликовского, дошли до железнодорожного вокзала и Президентского дворца. Там они оказались окружены и разгромлены — потери Майкопской бригады составили 85 человек убитыми и 72 пропавшими без вести, уничтожено 20 танков, командир бригады полковник Савин погиб, более 100 военнослужащих попало в плен[18].
Восточная группировка под командованием генерала Рохлина также была окружена и увязла в боях с подразделениями сепаратистов, но тем не менее, Рохлин не дал приказ отступать[18].
7 января 1995 года группировки «Северо-восток» и «Север» объединены под командованием генерала Рохлина, а командующим группировкой «Запад» становится Иван Бабичев[18].
Российские войска сменили тактику — теперь вместо массового применения бронетехники применяли маневренные десантно-штурмовые группы, поддерживаемые артиллерией и авиацией[18]. В Грозном завязались ожесточённые уличные бои.
Две группировки двинулись к Президентскому дворцу и к 9 января заняли здание нефтяного института и грозненский аэропорт. К 19 января эти группировки встретились в центре Грозного и захватили Президентский дворец, но отряды чеченских сепаратистов отошли за реку Сунжа и заняли оборону на площади «Минутка»[18]. Несмотря на успешное наступление, российские войска контролировали на тот момент только около трети города.
К началу февраля численность ОГВ была повышена до 70 000 человек. Новым командующим ОГВ стал генерал Анатолий Куликов[18].
Только 3 февраля 1995 года была образована группировка «Юг» и началось осуществление плана по блокаде Грозного с южной стороны. К 9 февраля российские подразделения вышли на рубеж федеральной трассы «Ростов—Баку»[18].
13 февраля в станице Слепцовской (Ингушетия) прошли переговоры между командующим ОГВ Анатолием Куликовым и начальником Генерального штаба Вооружённых сил ЧРИ Асланом Масхадовым о заключении временного перемирия — стороны обменялись списками военнопленных, также обеим сторонам предоставлялась возможность вывезти погибших и раненных с улиц города[18]. Перемирие, однако, нарушалось обеими сторонами[17].
В 20-х числах февраля в городе (особенно, в его южной части) продолжались уличные бои, но чеченские отряды, лишённые поддержки, постепенно отступали из города[18].
Наконец, 6 марта 1995 года отряд боевиков чеченского полевого командира Шамиля Басаева отступил из Черноречья — последнего района Грозного, контролировавшегося сепаратистами, и город окончательно перешёл под контроль российских войск[18].
В Грозном была сформирована пророссийская администрация Чечни во главе с Саламбеком Хаджиевым и Умаром Автурхановым.
В результате штурма Грозного город был фактически уничтожен и превращён в руины.