По законам красоты начало

Лазарь Лисинкер
 
   По законам красоты (начало) - это первая половина этюда (эссе, зарисовки и т.п.) по адресу:

      http://www.stihi.ru/2010/09/28/4588

  По законам красоты (завершение) - завершение этюда - по адресу:

      http://stihi.ru/2010/09/28/4631

   Приступим, помолясь.

   Довелось как-то быть на свадьбе. Купил заранее роскошное такое издание «Всемирная история живописи» со множеством качественных репродукций картин великих мастеров. Вручаю я, значит, на свадьбе молодоженам эту полуторакилограммовую книжицу-альбом и выдаю заранее подготовленное поздравление:

--
  - Забудьте про то, чем вы жили вчера. Вчера вы скандалили, огорчали друг друга. Но всё это было вчера. Сегодня вы начинаете новую жизнь, семейную жизнь. Желаю вам строить вашу новую жизнь по законам красоты, которые запечатлены в этом альбоме ве-личайшими художниками древности и  современности.
--
   Насколько я безнадёжно отстал от современного художественного процесса!  Оказывается, художник вовсе не подчиняется законам красоты (оставим в скобках тот непреложный факт, что представления о том, что считать красивым зависят от времени оценки), а изо всех сил пытается выделиться, сделать что-то отличное от других.

   Отсюда эти безумные акции: художник-собака, кусающий зрителей своих картин, художник Александр Бренер, вбегающий голым в один из залов Третьяковки с заготовленной речев-кой: “Почему здесь не висят мои картины, почему здесь не висят мои картины?!” И так много раз, пока подоспевшие служители не вывели маэстро. Всё это подробно было за-снято и демонстрировалось в художественных хрониках. Обычные зрители, как правило, спокойные интеллигентные люди пожимают плечами на эти фокусы. Дескать, что с них возьмёшь – богема.

   Известный художник И.Кабаков объясняет такое поведение тем, что многие художни-ки сегодня придумывают себе маску или персонажа, которого они разыгрывают перед публикой, - собаку, хулигана и т.п. Разумеется, всё это было лет 50 тому назад. Так про С.Дали близко знавшие его друзья рассказывали, что в обычном общении это был милей-ший человек, но на публике он преображался. То есть, играл некую роль или, что то же самое, - становился определённым персонажем.

   В этом отношении новосибирские горячие парни-художники, снявшиеся в плавках на Красной площади холодной осенью 2002 г., на фоне лозунга: “Актуальное искусство в эпоху глобализации” выглядят достаточно скромно и целомудренно.

    Рис.1  Группа "Синие носы"  в  Москве. ( фото - вверху)

    Художники берут на себя роль актеров, которые представляют некие действия, спо-собные непосредственно воздействовать на сознание и поведение зрителя. Это ПЕРФОР-МАНС – один из признаков постмодернистского искусства.
Другое дело, что по мне так и смотреть тут особенно нечего. Ну, очень смелые, лихие парни и флаг им в руки!

    А вот выставленная в 2003 г. в Новосибирской галерее картина художника Д.Меньшикова “Гнездо” при всей своей запутанности и тайне тем не менее притягивает. Смотрите во второй части эссе.

"По законам красоты (Завершение)" по адресу:

    http://stihi.ru/2010/09/28/4631