Попытка коммуникации. Антониони - одним файлом

Евгений Дюринг
По фильмам М. Антониони «Фотоувеличение», «Приключение», «Ночь», «Затмение», «Подруги»

I
крушение раммштейна – камни обнаженность – интерьер – когда мы здесь – кино – ветер свободы – вертикаль и горизонталь – женщина и мужчины – возвращение домой – мужчина и девушка – мороженое и жемчуг – двое в лифте – попытка коммуникации – презентация – развалины – дожидаясь лифта – портрет водителя в полдень

II
темное и светлое – город и горожане – матрица зеркала – умирать – умереть на заре – поздно менять привычки – широко раскрытые глаза –  у буддизма есть шанс – новый вид благотворительности –  отчуждение – столкновение на дороге

III
мех и камень


==================================

КРУШЕНИЕ РАММШТЕЙНА

создаваемая красками
линиями
игрой отражающих поверхностей
и затененных
стекол
особая атмосфера

всегда неожиданно

поражает

при отсутствии светотени
плоское будто нарисованное на полотне

игра втроем
посреди осыпавшихся букв
и огромных листов бумаги

запрещено закрывать глаза

непринужденный смех обязателен

музыка в стиле эмбиент

или
что-то другое потяжелее

музыка в стиле техно

крушение раммштейна
при подлете к аэропорту

но все очень стильно


КАМНИ ОБНАЖЕННОСТЬ

море сверкает

раскиданные по нему
высокие острова из голого камня

порочные лица мужчин
и наивные лица женщин

или наоборот

допустим все они обнаженные
будто камни

маленькая собачка примостившаяся
на чьем-то животе

раскаленное железо
камни вода все раскалено

но отношения оставляют желать лучшего

так трудно найти партнера по жизни
хотя партнера по сексу найти очень просто

искупаемся
в глубоком море неудовлетворенности

а потом


ИНТЕРЬЕР

интерьер
в своей стерильности
сравнимый с хирургическим
инструментом

единственный источник тепла
камин посередине комнаты

две стальные полусферы
одна над другой

голос ветра
превратившийся в голос огня

бубенцы серьезности
железные птицы страсти

его рука скользит по ее бедру
выше и выше
и окунается в пустоту

ковер впитывает в себя
вздохи крики

стерильность огня

чтобы начать все заново
на рассвете


КОГДА МЫ ЗДЕСЬ

когда мы здесь
из всех звуков города
остается
тихая музыка

трое играют
двое танцуют

в движении танца
раскрываются тела
словно цветы

мы часто приходим сюда
послушать
музыку
посмотреть на танцующих

где-то еще
звучит музыка
где-то еще танцуют


КИНО

визуально даны
коробки жилых зданий
строительные леса
пустыри
улицы заполненные
автомобилями и прохожими
истребители
холодные интерьеры
люди
на улицах
в помещениях
молчащие разговаривающие

звуковой ряд
молчание разговоры
шум строительных механизмов
автомобилей
звонки телефонов
голоса радио
музыка
плеск воды
гром
звон разбиваемой посуды

сюжет
отсутствует

смысл
буквальный и аллегорический
отсутствует

титры
отсутствуют

продолжительность
просмотра
не ограничена


ВЕТЕР СВОБОДЫ

ветер свободы
овевает
бутылку
с водой
и столик
под зонтиком
в жаркий
день
на краю
большого
летного
поля
для авиеток


ВЕРТИКАЛЬ И ГОРИЗОНТАЛЬ

вертикаль
стены
по которой
в люльке
движется
мойщик окон
упирается

в горизонталь невысоких зданий
которая отражается
в чисто
вымытых и еще влажных
стеклах окон

рядом с мойщиком проносится птица


ЖЕНЩИНА И МУЖЧИНЫ

женщина в легком платье
катит коляску с малышом
мимо стройки
над высоким забором
поднимается остов здания
рабочий что-то говорит
другому рабочему
они стоят на лесах
торсы обоих обнажены
на голове у каждого каска


ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ

сплошная светлая плоскость стены

слева
уходящая вниз
коробка
другого здания

внизу
на куске асфальта
освещенного
ярким солнцем
появляется маленькая фигурка

женщина
возвращается
домой

в руке у нее
пакет

на плече
сумка


МУЖЧИНА И ДЕВУШКА

девушка в легком платье

ее пальцы вцепились
в плечи мужчины

на нем темный костюм
и галстук

она хочет его здесь
и немедленно

входит сестра
и делает ей инъекцию


МОРОЖЕНОЕ И ЖЕМЧУГ

солнце блестит в стеклах витрин
и автомашин

поток автомобилей
и поток пешеходов

жара на улице
и прохлада торговых залов

кто-то заходит в кафе
и заказывает мороженое

кто-то заходит в ювелирный магазин
и смотрит на жемчуга


ПОРТРЕТ ВОДИТЕЛЯ В ПОЛДЕНЬ

в одном стекле
дома и деревья убегают вдаль
в другом стекле
дома и деревья взлетают вверх

изгиб обручального кольца
на пальце
точно повторяет изгиб
руля


ДВОЕ В ЛИФТЕ

двое в лифте
оба лицом к выходу
молчат
лифт тихо поднимается
останавливается
пауза
двери открываются


ПОПЫТКА КОММУНИКАЦИИ

стихи безличные
холодные
даже пустые
как выставочные залы
где демонстрируют
произведения
современной живописи

устав от ничего
не говорящих полотен
посетитель
набирает номер
и ждет

далеко-далеко
раздаются гудки

никто не отвечает


ПРЕЗЕНТАЦИЯ

вывернув из пробки на улице
писатель паркуется у здания издательства

поднявшись по лестнице
он попадает в большое и светлое помещение
заполненное женщинами и мужчинами

всюду на полках расставлены экземпляры
его новой книги

щелкают фотокамеры
на чьем-то мобильнике звучит
музыка Моцарта

посередине комнаты столик с цветами
у стены длинный стол с вином и закусками


РАЗВАЛИНЫ

пустой
наполовину развалившийся
каменный дом

во дворе заросшем травой
валяются обломки
металлических и деревянных
вещей

сквозь калитку в заборе
видна улица
и капот легкового
автомобиля

сушится белье на веревке

где-то хнычет маленькая
девочка


ДОЖИДАЯСЬ ЛИФТА

двери лифта покрыты полосами
блестящего металла
тень от головы ожидающего
вроде солнечного затмения
на серебристом небе
освещенном невидимыми
светильниками


II

ТЕМНОЕ И СВЕТЛОЕ

темное здание
колонны пилястры
фонарные выступы
узкие окна балконы

рядом другое похожее
на плоскую зажигалку
или крыло самолета
отвалившееся в полете
и перпендикулярно
врезавшееся в землю

второе здание выше
и светлее первого

небо над ними
еще светлее

все и небо и здания
серого цвета


ГОРОД И ГОРОЖАНЕ

современный город сверху
похож на материнскую плату
компьютера

снизу он похож на
диковинную грибницу

горожане сверху похожи на
активных и компетентных
юзеров

снизу они похожи на плесень
покрывающую гробницу


МАТРИЦА ЗЕРКАЛА

в стекле все отражается
чуть-чуть темнее
и слегка расплываясь

но если стекло
заменить зеркалом
трудно будет
различить видимость
и реальность


УМИРАТЬ

умирая оставляют
что-то незавершенное
начиная что-то
не знают успеют ли
завершить

когда умираешь
все теряет значение
по сравнению
с уколом морфия

иногда удивляешься
что не нужно
больше задумываться
над вопросами
что делать
как жить


УМЕРЕТЬ НА ЗАРЕ

предположим, ты умираешь
в больничной
палате.

тебе не хочется читать,
не хочется ни с кем
говорить.

ты лежишь в одиночестве,
в тишине.

легкий ветер колышет
занавески на раскрытом окне.

а по другую сторону здания
экскаватор собирает
камни
на месте дома,
который недавно снесли.

если бы ты видел и слышал,
как он работает,
ты вспомнил бы фразу
из Библии
и продержался бы
до зари.



ПОЗДНО МЕНЯТЬ ПРИВЫЧКИ

шумит экскаватор
занавески колышутся
дороги забиты автомобилями
пишутся книги выходят журналы
давай же сделай усилие
притворись что тебе это интересно
поздно менять привычки
теперь ты знаешь
что тебя интересует по-настоящему
но не выдаешь своего интереса
как делал это всю жизнь
как делают это все остальные
но в том и мудрость
интерес который невозможно
удовлетворить
похож на вклад который
нельзя получить
до истечения срока
и можно только снимать проценты
поэтому притворись что тебе интересна
новая книга твоего друга
интересен новый выпуск журнала
что тебе еще интересна жизнь
о чем же говорить с живыми
как не о жизни сегодня
когда твой друг принес тебе
новую книгу
и где-то поблизости шумит экскаватор
и ветер колышет занавески
и в небе такая синь


ШИРОКО РАСКРЫТЫЕ ГЛАЗА

ты думаешь
что жизнь предъявляет к тебе
какие-то требования
что она от тебя чего-то ждет
что у нее для тебя заготовлено
какое-то важное дело
но вот врач выносит тебе приговор
и ты понимаешь
что все было видимостью
жизнь
ничего не требовала
и ничего не ждала от тебя
она даже не предполагала
что ты доживешь до среднего возраста
по правде говоря ей все равно
жив ты или мертв
и всем делам
которые ты начал и не закончил
безразлично
успеешь ли ты их завершить
когда ты об этом догадываешься
у тебя открываются глаза
и ты начинаешь смотреть на жизнь
по-другому
для жизни впрочем не имеет значения
ясно ты ее видишь или словно
в тумане
и трудно понять
имеет ли это значение для тебя


У БУДДИЗМА ЕСТЬ ШАНС

один литератор умирает так и не добившись успеха
а другой издает книгу за книгой
и все они хорошо принимаются критикой
и приносят прибыль издателям
но при этом удачливый литератор подумывает
о том чтобы бросить писать и найти
другую работу например учителя в школе
любое занятие может неожиданно или постепенно
обернуться тягостной ролью
может быть любое занятие изначально
всего только роль
но отказываясь играть актерствовать
отказываясь заниматься каким-то делом
ничего не достигаешь
различие между подлинным и неподлинным
условно так же как различие между
неподвижным и движущимся
психотерапевты склонны искать причины нервных
и других болезней в неаутентичном
существовании
но это всего лишь очередная гипотеза фикция
очередной проект позволяющий
некоторым людям с медицинским дипломом
занять себя
ты-то знаешь что они тратят
время попусту
если какое-то учение и имеет шанс оказаться
правильным то это учение буддизма
в том его изводе который кладет
в основание всего
пустоту


НОВЫЙ ВИД БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ

неплохо быть удачливым писателем
и даже не очень удачливым
но многообещающим
тогда есть шанс что заболев
ты попадешь в хорошую больницу
счет за лечение в которой
оплатит твой издатель
в надежде что ты выкарабкаешься
и не только компенсируешь
потраченное
но и принесешь новые дивиденды

дорогие отели круизные лайнеры
мечта человека которому
едва удается сводить концы
с концами

в роскошных номерах и каютах
так много комфорта
которого он лишен в своем
нищем быту

то же самое можно сказать
и о дорогих больницах

ради того чтобы умереть
в палате для состоятельных
стоит потрудиться

жить нищим но умереть
как состоятельный человек
это без сомнения лучше
чем прожить жизнь
состоятельным и умереть
нищим

когда люди поймут это
со всей ясностью
палаты для умирающих
превратятся
в увеселительные заведения

интересно существует ли
такой вид благотворительности
как заказ эксклюзивного
шампанского
для умирающих
если нет
его следовало бы учредить

тогда пить дорогое шампанское
в последний день
будут даже те кто рисковал
и не выиграл
а это не менее важно
чем помощь
страдающим от рассеянного
склероза или детям
из неблагополучных семей


ОТЧУЖДЕНИЕ

есть в городе такие места где люди не притворяются
в больничных палатах где лежат умирающие
в палатах сумасшедшего дома
может быть где-то еще

одни не скрывают своего страха смерти
другие открыто поддаются желанию любви

остальная часть города
это территория отчужденная у реальности

здесь все иллюзия и притворство
и если ты захочешь вернуть своей жизни
то что когда-то было у нее отнято
страх смерти желание любви
ты узнаешь как трудно это сделать
как трудно найти и освободить
спрятанное а со временем и забытое
как нелегко это сделать
даже если на помощь тебе придет ночь
и ты встретишь кого-то
кто сумел остаться самим собой


СТОЛКНОВЕНИЕ НА ДОРОГЕ

он хочет о чем-то ее спросить
но удерживается
она хочет о чем-то его спросить
но молчит

они смотрят друг на друга
по очереди
попеременно поворачивая
головы

и наконец сталкиваются
взглядами

БАМ!

ничего не происходит

они отворачиваются

смотрят перед собой

едут дальше
молча


УЛИЧНЫЙ РЕГУЛИРОВЩИК

уличный регулировщик в белых туфлях
белых брюках белом кителе белом шлеме
белых перчатках и с белой палочкой
в правой руке ты похож на ангела
падшего ангела

окна офисов и магазинов умножают
число машин и пешеходов
на два


III

МЕХ И КАМЕНЬ

прямые линии здания
стен колонн
оконных проемов
ограждения площадки
перед входом в больницу
и самой площадки
контрастируют
с линиями одежды
и лиц
двух женщин
одна в меховом полушубке
другая в шубе
и шляпке-таблетке
руки в тонких перчатках
у каждой
черная сумочка
их подругу
нашли утром
в бессознательном состоянии