Вместо мамы. Картинки

Ксения Питиримова
Картинки нашей жизни

     Дочь уехала записывать мою четырехмесячную внучку, Лизу, на очередь в детский садик, что надо делать по теперешним временам чуть ли не с рождения ребенка. С нашими московскими расстояниями и пробками на дорогах по рабочим дням она будет отсутствовать минимум часа три, с учетом очереди в «конторе».

     Старшая внучка, Катя, уехала после уроков покупать себе что-то для школы. Дома с малышкой остаемся я, бабушка, и мой одиннадцатилетний внук, Петя. Он только что вернулся из школы, пообедал и засел за компьютер. Мама просила его никуда не уходить из дома, пока она не вернется, так как бабушке может понадобиться его помощь, а сама уехала. Сказала, что будет на всякий случай на мобильной связи.

     Когда Маша уходила, ребенок крепко спал в своей кроватке. Дочь просила покормить внучку молочной смесью через час. Я, как примерная бабушка, через полчаса начала готовить ребенку еду: вдруг проснется раньше. Развожу в бутылочке теплую смесь и ставлю ее в горячую воду в кастрюлю, чтобы не остыла.

     Ребенок спит. Проходит полчаса, наступает время кормления, потом еще полчаса… ребенок спит. Ну, ничего, думаем мы с Петей, подольше поспит, будет спокойней, и меньше времени останется до маминого возвращения.

     Наконец девочка просыпается, мы с Петей вдвоем меняем ей подгузник, и начинаем кормление, которое запоздало на сорок пять минут. Дальше надо подержать малышку после еды «столбиком», потом положить в кроватку, и она будет довольна и весела. После ухода Маши прошло около двух часов, до ее возвращения остается уже не так много времени. Но не тут-то было:  лежать ребенок  почему-то не хочет, видно, чувствует, что нет мамы. Лизочка, как маленькая зверушка, в кроватке рычит, визжит и пищит, сердито морщит бровки. А потом начинает плакать, горько-горько. 

     Мне тяжело поднимать ребенка, болит спина, поэтому прошу Петю положить девочку на диван, сажусь рядом и начинаю играть с ней погремушками. Но только такого развлечения внучке хватает ненадолго, и она опять начинает плакать. Кладу ее на животик, но ничего не помогает, плач не прекращается. «Ничего, Лизочка, скоро уже мама придет, осталось около часа, она, наверно, уже едет домой!»  Беру ребенка на руки и прошу Петю позвонить маме и узнать, где она и как у нее дела.

     Оказывается, у Маши только подходит очередь, и она пока домой не едет. Несу девочку к себе в комнату, для перемены обстановки ей и себе. Кладу на диван, на подушку с небольшим наклоном, чтобы ей было видно все вокруг. На некоторое время воцаряется тишина, малышка рассматривает обои на стены и висящие напротив книжные полки с яркими переплетами. За это время успеваю принести в комнату несколько погремушек и бутылочку с водой, так, на всякий случай. Но ничего не помогает. Через некоторое небольшое время опять раздается крик. Ребенок сыт, спать рано … сколько же можно спать? Все, что могло доставить неудобства, устранено. Кричит. Что делать-то? Беру на руки и начинаю с ней ходить по квартире. Пока хожу – молчит.

     Звонит дочь и говорит, что уже освободилась и едет домой. Теперь уже точно остается продержаться около часа.

     Иду к Пете в комнату. Там коляска. Держать Лизу на руках уже нет сил, отваливаются руки и шея. Кладу ребенка в коляску и начинаю качать, может, просто полежит. Для надежности начинаю петь колыбельную песню, любимую моими старшими внуками, из мультфильма про медвежонка Умку: «Ложкой снег мешая…» Ребенок лежит и слушает. Я и раньше замечала, что девочка очень любит музыку: если плачет, то, услышав ее, замолкает. Теперь пришло время подтвердить мои наблюдения. Следом за «Умкой» пою колыбельную «Спят усталые игрушки», из передачи «Спокойной ночи, малыши!», потом другие... Петя, сидя за компьютером, начинает мне подпевать. Сначала тихонько, себе по нос, потом ему, видимо, понравилось, и он поет со мной в полный голос.

     Пока поем – ребенок отвлекается, молчит. Как только замолкаем – кричит! Поем и поем, по несколько раз повторяя одни и те же песни. А я одновременно пытаюсь найти ответ: чего Лизке не хватает? Кормить рано, памперс в порядке… И вдруг до меня доходит: нет самого главного – нет мамы!
 
    Из соседней комнаты приходит наш черный кот Кузя, «группа моральной поддержки». Он садится на спинку кресла и абсолютно круглыми желтыми глазами удивленно смотрит на нас с Петей, поющих хором. Видно, сочувствует, потому что через пять минут начинает громко и протяжно мяукать. Ребенок снова начинает кричать.

     Беру внучку на руки, прижимаю к себе и начинаю качать ее на руках. Кот замолкает и уходит к себе.
     «Ну где же эта мама?»
     Звонит Маша, она уже близко… она будет через пятнадцать минут…

     Перед самым приходом мамы ребенок у меня на руках засыпает! Руки мои  затекли, спина отваливается, но…ребенок спит! В доме тихо. Мама тоже пришла довольная, у нее все сложилось удачно.

     … Когда Лиза через двадцать минут просыпается, она видит перед собой маму и больше не плачет, а улыбается. Наступает спокойный вечер. А я думаю: как же у ребенка на этом этапе жизни развит инстинкт самосохранения, ему пока не нужен никто, кроме мамы, с которой он одно целое!

     Вечером ко мне в комнату заходит Петя. Он хитро улыбается и спрашивает: «Бабушка, а почему у тебя в комнате погремушки и бутылочка с соской, ты что, маленькая?»

Январь 2010
Лизе – 4 месяца