Размеры и Мэтры. Авангард и Актуальная Поэзия. Сем

Ноев Ковчег
Размеры и Мэтры. Авангард и Актуальная Поэзия.Семинар


Доброго времени суток, Други и Подруги)))
Вот и пришел наконец этот день))) вопреки отключению инета (прямо в день его международного празднования), лени и кое чему еще))))
Итак, Ноев Ковчег предлагает вам долгоиграющий конкурс-семинар, посвященный разным формам поэзии. Каждый из двухнедельных этапов будет посвящен какому-то одному стихотворному размеру или форме (сонету, триолету, верлибру, белому стиху, газели, оде и т.д). каждый из них имеет свои особенности, в каждом есть спецы и любители… мы предлагаем вам освоить новые для вас формы – и стать ведущими на тех формах, в которых вы работаете чаще всего.

===========ПРАВИЛА  КОНКУРСА-СЕМИНАРА======

1. Начинается каждый этап с вводной статьи ведущего – и обсуждения её (2 дня). Каждый этап конкурса тематический, посвящен одному размеру (форме стиха), он предваряется статьей Ведущего с примерами стиха в заданном размере/форме/жанре, и семинаром, на котором Ведущий, Члены Жюри и Участники объясняют и уточняют особенности задания, написания стиха в заданной форме/размере...

2. Затем начнется прием и критика текстов, соответствующих основной теме этапа и темам текстов (10 дней), параллельно идет обсуждение темы
Участник может выставить на конкурс не более двух стихотворений,  написанных заданным  размером. например, в этапе "триолет" - участвуют только триолеты...

Одно  - или оба - стихотворения может быть написанным ранее (без ограничения сроков давности), на произвольную тему.
либо
Одно - или оба - стихотворения могут быть написаны специально к конкурсу, одно из них обязательно на заданную тему
либо
Одно стихотворение может быть написано ранее (тема произвольная), второе - специально к конкурсу, на заданную тему.

Стихи, написанные на тему и вне темы, при голосовании учитываются отдельно.

3. Затем – голосование  читателей и работа Жюри.
Семинар продожается в течение всего этапа. так же как обсуждение и правка стихов.
к голосованию принимается последняя правка текста.
======================================================

Этот, первый, этап, ведет Акан.
Тема этапа=====АВАНГАРД  И АКТУАЛЬНАЯ  ПОЭЗИЯ=====
Подтема(тема текстов): будет объявлена позже.
Члены Жюри:  Оскар Боэций, Артемона Иллахо, Иероним Босх, Галия Непогода. Пятого пока ищем)))))


==========================================================
Итак, что такое актуальная поэзия?
Это довольно специальный термин, который был востребован десятилетие назад. Таким образом себя позиционировала группа молодых, в основном, столичных поэтов.. Это скорее стало социологическим феноменом, чем какой-то особой формой или тематикой текстов. Что такое актуальная поэзия? Об этом сегодня спорят филологи и поэты, а  у обывателя этот термин вызывает, как правило, недоумение.

Тем не менее, очевидно, что актуальная поэзия противопоставляла себя остаткам идеологии и официальной литературы советского периода. Это новая поэзия о России. Это поиск новых форм, средств и слов, конструкций и техник, синтез и переработка существовавшего ранее и изобретение нового. Это – авангард Литературы. Его задача  - объединение поэтического пространства, в котором все формы свободного творчества получили бы право на существование.
Важнейшая цель книжной культуры в целом и поэтической в частности – это сохранение культурного слоя, живой памяти о людях, что живут и работают здесь и сейчас.  В  контексте современной культуры язык, по сути, является единственным универсальным средством объединения людей.
Целью актуальной поэзии в сети становится   “персонифицировать явление” — задача, чрезвычайно актуальная, в первую очередь, для сетевого пространства, в котором текст полностью отрывается от своего создателя, место которого занимает “виртуальный автор” — конструкт или маска".

"А в каком смысле поэзия может быть актуальной… В смысле обновления тропа, в смысле адаптации новых формальных решений к старым темам (в обновление тем в поэзии верится слабо). Это скорее чувствуешь, чем понимаешь. В некотором роде «актуальным» может быть тот автор, чьи тексты становятся основой для языка следующего поколения поэтов. «Актуальна» преемственность и развитие стихотворных школ.

Сейчас  в профессиональную литературу входит поколение молодых писателей (прозаиков, поэтов, драматургов), чье личностное формирование пришлось на период ломки социальных институтов, моральных устоев и духовной преемственности в России девяностых годов. Среди молодых писателей много талантливых авторов, которые по-своему, по-новому отражают современную жизнь, представляют читателям образы новых, современных героев, вносят вклад в развитие и процветание языка.
Таким образом, Актуальная поэзия — самоопределение определённой части современных поэтов, взятое по аналогии с широко распространившимся начиная с 1990-х гг. понятием актуального искусства
Идею актуальности поэзии подробно разъясняет Дмитрий Кузьмин:
«В искусстве — совершенно так же, как в науке, — по-настоящему ценно только то, что сделано впервые. Остальное — рутина, в лучшем случае — популяризация, разжёвывание для непонятливых. Но это «впервые» не означает просто «то, чего прежде не было»: мало ли до какой несусветной глупости никто из наших предков не додумывался. Скорее — «то, чего прежде не могло быть»: неразрывно связанное с сегодняшним днём. Об этом сказано у Мандельштама — в каком-то смысле главного русского поэта XX века: «Попробуйте меня от века оторвать! — Ручаюсь вам: себе свернёте шею».
А чего не могло быть прежде? Ну, например, стихов, в которых поэт пытается описать мир в его сегодняшнем состоянии: мир Интернета и фастфуда, власти массмедиа, сексуальной свободы и исламского терроризма (и т. д., и т. п. — сами думайте, чем сегодняшний мир непохож на вчерашний), — и не просто эти предметы и явления сами по себе, а то, как живется в этом мире человеку, чем отличается его сформировавшаяся в этом мире душа. Если поэты (музыканты, художники, кинематографисты) этого не сделают — их современникам будет гораздо труднее самим во всём этом разбираться, а их потомки останутся без доподлинного свидетельства о том, как это всё было.
Это не значит, что актуальными не могут быть стихи про любовь или про золотую осень. Могут — если в них выражено именно сегодняшнее восприятие любви и золотой осени. Потому что человек, выросший среди хрущёвок (или среди небоскрёбов), смотрит на золотую осень не теми же глазами, какими Пушкин из своей усадьбы. И любовь мы сегодня понимаем не так, как Пушкин, заставивший свою любимую Татьяну объяснять, что она «другому отдана и будет век ему верна».
  "Вот эта актуальность — не гарантия успеха: мало чувствовать своё время — надо ещё быть личностью и уметь предложить свой собственный уникальный взгляд на это время. Но без актуальности настоящего искусства не бывает: одна рутина и подражательство ."

По мнению саратовского литературоведа Екатерины Ивановой, напротив,
«большинство текстов, написанных под диктовку актуальной поэтики, беспомощны. Однако именно в этой «непоэзии» с наибольшей силой проявилась болезнь, свойственная поэтическому процессу в целом. Распад связей в мире порождает распад формы стиха. Спонтанность самовыражения, призванная имитировать искренность высказывания, становится механическим приемом, так как выражать, по сути дела, нечего. Это направление стало общедоступным, легко воспроизводимым. И именно в доступности кроется причина его популярности не у читателей, которых Кузьмин с некоторым пренебрежением называет «потребителями», а у тех, кто жаждет поэтического самовыражения. Актуальная поэзия дает конформистский ответ на вызов времени — исчезновение из жизни лирического начала»… и помогает объединить разобщенных творцов.

Новаторы часто настолько неприемлемы обществом, что «пишут в стол»
 Как сказал в одном из интервью Данил Файзов, «поэзия должна выйти из резервации».

Павел Настин   сформулировал довольно четкое определение: «актуальная поэзия – это та, которая хочет быть актуализирована в публичном пространстве. Та, которая соприкасается с другой литературной средой, провоцирует и тем самым стимулирует ее». Действительно, почти в каждом городе есть заинтересованная группа, в которую входят литераторы, издатели, критики. Каждое из таких сообществ может быть весьма цельным, самобытным и интересным, но все они по большей части изолированы друг от друга.
Рынок поэзии узкий, нишевой. Квалифицированных читателей мало. Еще более узкий рынок – у молодой поэзии. Актуальность стихов никак не связана с продаваемостью книг; может быть, существует как раз обратная зависимость. Нужно время, чтобы предпочтения массового читателя (не того, который читает «покетбуки», а того, который покупает книжки стихов) выявились и чтобы издательства отреагировали на это. Мы работаем в поле «актуальной» поэзии, то есть в поле формирования предложения. А реакция – встречный спрос – приходит годы спустя.

==========================================

Итак, Акан наметил тему.  На этом этапе мы не изучаем какую-то конкретную форму, но отдаем предпочтение эксперименту и новаторству, развитию языка, многослойности текста, виртуозности владения языком, в том числе современным.
Акан не настаивает на какой-то особой ценности этой статьи – она по большей части скомпилирована из кусков интервью и статей поэтов-актуальшиков, широко известных в России. Если вы вобьете в поисковик слова «Актуальная Поэзия», вы найдете полные версии статей (там ниже он  даже дал ссылочки на некоторые из них)
Но зато её можно обсудить и поспорить – что же является актуальным для развитии поэзии сегодня))))

А для  примера – вот вам несколько образцов того, что считают актуалом )))
***
Прайс

Кино,4 — 200
Аквариум — 300
Зоопарк — 320
Цой — 210
Кинчев —  200
Башлачев — 150
Летов  — 250
Просто волк — 150
Иисус — 30

Кнопки, клепки, шипы, крючья — плата дополнительно, 10 р/шт.
***

«…будут навечно в наших сердцах!..»
Положил микрофон
И пошёл пить пиво.

***
Культура.
Культура.
Культура.

Куль Тура.
Культ УРА.
Культ УРА
Культу Ра.
Культура масс
Культура класс.
Суб культура.
Суд культура
Ссут культура
Мимо культура
Макулатура.
Культура метро
Культура микро;
Ми;кро культура.
Штаммы.
Штампы.
Штабы.
Лампы
в глаза.

Культ УРА
Культу Ра.
Культу Да.
Куль туда…
***
Цикл «сливки общества»
*
О, белые  розы
из маргарина
на просроченном торте
культуры…

**

И сливки общества,
Да на растительной основе…
*
***
Вступление в союз писателей –
Уравнение со множеством
Неизвестных
*
НатальяТроянская  (С)
(подборка стихов  энгельсской поэтессы НатальиТроянской (кстати она там упоминается – в этих ссылочках)
======================================================
А вот ссылочки:

Александр Петрушкин   http://www.promegalit.ru/book.php?id=64
Сборник Актуала     http://www.promegalit.ru/book.php?id=72
Виталий Пуханов     http://www.promegalit.ru/autor.php?id=57

====================================================
А тут статьи)))) и вообще интересно побродить по Мегалиту))))

http://community.livejournal.com/lit_afisha/351097.html
http://www.promegalit.ru/news.php