Дуэль Фима-ЧГ

Вопросы Психоделики
Дорогие читатели!
Осмелюсь предложить вашему вниманию диалог, который состоялся два года назад, под  рецензией автора "Стон Критика", между двумя авторитетными поэтами стихиры. Надеюсь, этот диалог приоткроет завесу "загадочности" над термином "психоделика", прольёт свет на поэтическое явление, вокруг которого страсти немного поулеглись, уступив место желанию не просто ломать копья, но пробовать творить в новом жанре. Но прежде, чем начинать творить, всё-таки, надо и почувствовать, и понять: ЧТО же это такое - ПСИХОДЕЛИКА? Итак, http://stihi.ru/rec.html?2008/11/15/5603

+ +

Да, Георг - красавчик :)).
Те, кто считает, что его жидкое камлание - не более чем бред, совершенно ничем не аргументированный, конечно же, "неадекватны" :)).

Уже давно существует термин "ассоциативная поэзия" - то есть стихи, основанные не на повествовании, не на изложении простых и ясных мыслей, идей, - а при помощи образов, метафор пробуждающие непрямые ассоциации, подсознательные ассоциации, чувства, мысли.

НИЧЕГО НОВОГО В ЭТОМ НЕТ. Это существовало ещё до изобретения смешного термина "психоделика" или "трансцендентальный". Изобретать велосипед и в сотый раз открывать америку, возможно, кому-то кажется очень важным делом. На мой взгляд, это - мастурбация. На "Ежах" это - массовая мастурбация. Вы знаете, я предпочёл бы, чтобы местные поэтессы занялись ею в прямом смысле, если уж очень чешется, пардон муа. Но заниматься на публике псевдоинтеллектуальными извращениями - это гнусно.

Но продолжим наш ликбез. Ассоциативную поэзию авторы совершенно отчётливо связывали и с гипнозом, и со сновидениями, и с прочими областями бессознательного. Для примера - стихотворение Гарсиа Лорки -

СОМНАМБУЛИЧЕСКИЙ РОМАНС

Любовь моя , цвет зеленый .
Зеленого ветра всплески.
Далекий парусник в море,
далекий конь в перелеске.
Ночами, по грудь в тумане,
она у перил сидела -
серебряный иней взгляда
и зелень волос и тела.
Любовь моя , цвет зеленый .
Лишь месяц цыганский выйдет,
весь мир с нее глаз не сводит -
и только она не видит.

Любовь моя , цвет зеленый .
Смолистая тень густеет.
Серебряный иней звездный
дорогу рассвету стелет.
Смоковница чистит ветер
наждачной своей листвою.
Гора одичалой кошкой
встает, ощетиня хвою.
Но кто придет? И откуда?
Навеки все опустело -
и снится горькое море
ее зеленому телу.

- Земляк, я отдать согласен
коня за ее изголовье,
за зеркало нож с насечкой
ц сбрую за эту кровлю.
Земляк, я из дальней Кабры
иду, истекая кровью.
- Будь воля на то моя ,
была бы и речь недолгой.
Да я-то уже не я,
и дом мой уже не дом мой .
- Земляк, подостойней встретить
хотел бы я час мой смертный -
на простынях голландских
и на кровати медной.
Не видишь ты эту рану
от горла и до ключицы?
- Все кровью пропахло, парень,
и кровью твоей сочится,
а грудь твоя в темных розах
и смертной полна истомой.
Но я-то уже не я,
и дом мой уже не дом мой .
- Так дай хотя бы подняться
к высоким этим перилам!
О дайте, дайте подняться
к зеленым этим перилам,
к перилам лунного света
над гулом моря унылым!

И поднялись они оба
к этим перилам зеленым .
И след остался кровавый.
И был от слез он соленым.
Фонарики тусклой жестью
блестели в рассветной рани.
И сотней стеклянных бубнов
был утренний сон изранен.

Любовь моя , цвет зеленый .
Зеленого ветра всплески.
И вот уже два цыгана
стоят у перил железных.
Полынью, мятой и желчью
дохнуло с дальнего кряжа.
- Где же, земляк, она, - где же
горькая девушка наша?
Столько ночей дожидалась!
Столько ночей серебрило
темные косы, и тело,
и ледяные перила!

С зеленого дна бассейна,
качаясь, она глядела -
серебряный иней взгляда
и зелень волос и тела.
Баюкала зыбь цыганку,
ц льдинка луны блестела.

И ночь была задушевной,
как тихий двор голубиный,
когда патруль полупьяный
вбежал, сорвав карабины...
Любовь моя , цвет зеленый .
Зеленого ветра всплески.
Далекий парусник в море,
далекий конь в перелеске.


Казалось бы, произвольно подобранные образы - что за "зелёная любовь" и зелёный ветер, при чём тут конь в перелеске и проч - вовсе не рассказывают о чём-то конкретно, а именно вводят в транс. Хотя ключевое слово (любовь) задано, и транс сознательно направляется по нужному вектору.

Можно разложить это и другие подобные стихи по косточкам, проанализировать приёмы, при помощи которых достигается подобный эффект. Ничего сложного, на первый взгляд, нет.

Но на самом деле - НАУЧИТЬ ЭТОМУ НЕВОЗМОЖНО. Вся соокупность приёмов превращается в искусство лишь у таланта, гения. И вся ваша мышиная возня здесь ломаного гроша не стоит. Ломаного гроша.

Если бы вместо этой схоластической дури вы действительно занялись созданием стихов, кто-то из вас, вполне возможно, раскрылся бы как талант.

А вы тратите время, прошу пардона, на суходрочку. Тьфу, пакость...

Хотите ещё пример того, что вы по недоумию своему называете "психоделикой"? Пожалуйста, Мигель Эрнандес -


Наваха, зарница смерти,
как птица, нежна и зла,
круги надо мною чертит
косой полосой крыла.

Ночной метеор безлюдья,
вершит она свой полёт
и где-то под левой грудью
угрюмые гнёзла вьёт.

Зрачки мои - окна в поле,
где бродит забытый смех;
висок мой чернее смоли,
а сердце - как белый снег.

И я в ворота июня,
гонимый крыльями зла,
вхожу, как серп новолунья
во тьму глухого села.

Печалей цвет паутинный,
ресницы слёз солоней
и край дороги пустынной -
и нож, как птица, над ней.

Куда от него забиться,
стучать у каких дверей?..
Судьба моя - морем биться
о берег судьбы твоей.

Любовью, бедой ли, шквалом
завещана эта связь?
Не знаю, но вал за валом
встаёт и встаёт, дробясь.

И только смерть не обманет
царя над ложью земной.
Пусть яростней птица ранит -
последний удар за мной!

Лети же, над сердцем рея,
и падай! Придёт черёд -
и след мой жёлтое время
на старом снимке сотрёт.

Вот поэзия! Вот она, ваша психоделика в чистом виде. Но на самом деле НИЧЕГО НОВОГО В ЭТОМ НЕТ, НИКАКОЙ ПСИХОДЕЛИКОЙ ЗДЕСЬ И НЕ ПАХНЕТ. Это - всего лишь поэзия ассоциаций. Вы скажете: не всё ли равно, как назвать? Нет, не всё равно. Потому что термин "психоделика" Чёрный Георг подаёт как своё открытие (он, видите ли, 20 лет этим занимается :))), трижды ха-ха), и законченные шизофренички типа Климановой суют под это определение всякую лабудень, и вот сейчас, в этот момент вы мучаетесь всякой херовиной, "угадывая", что "психоделично", что нет...

Вы когда на себя последний раз в зеркало смотрели?!!

Бегите отсюда, задрав штаны! У вас в ушах волосы растут, как у бездельников из сказки Стругацких про понедельник, который начинается в субботу.

Я НАСТАИВАЮ: ЗДЕСЬ СОБИРАЮТСЯ ЛИБО БЕЗДАРИ, КОТОРЫМ ПРОСТО ДРУГОГО НЕ ДАНО, КРОМЕ КАК БЕЗДУМНО ЧЕСАТЬ ЯЗЫКОМ, ЛИБО НАИВНЫЕ ИДИОТЫ, КОТОРЫЕ ПОЗЖЕ БУДУТ ГОРЬКО СОЖАЛЕТЬ - КАКОГО ЧЁРТА МЫ ТАМ ДЕЛАЛИ?!

Чёрный Георг - понятно; для меня он всего лишь манипулятор, что само по себе постыдно. Настоящий поэт никогда не станет заниматься подобной чушью. Разве что третьесортный версификатор.

Хао. Я всё сказал.

Фима Жиганец   17.11.2008 19:18 

+ +

:))))
Фима, это проповеди в пользу бедных. Авин птицам проповедовать уже перестал, но теперь Вы перехватили у него эстафетную палочку. похоже. Но не нужно эту палочку так усердно юзать; такое обращение палочкам на пользу не идёт.

А настоящее призвание поэта, как все мы знаем, конечно, - это переводы на арго. Вот если бы кто-то здесь перевёл Лорку на блатняк, то - это была бы не лабуда, а шедЭвра. А так - да, выходит, что мы мелкотравчатой ерундой занимаемся, пиписками размахиваем. Куда нам до "настоящей поэзии"! :))))

Кстати, если бы авторы на Стихире писали такого класса стихи, как те, что вошли в тестируемую подборку, то русскоязычных лауреатов нобелевки в области литературы бы значительно прибавилось. А вот в области аргонавтики нобелевок пока никто учреждать не собирается, - ну, тупые эти шведы, наверное. ;) Им бы только нитроглицерин от сердца пить, да шведские паровозики, как на зоне, устраивать.

Черный Георг   17.11.2008 20:07

+ +

Милый Георг,

действительно, единственное, что вы научились относительно неплохо делать - это размахивать пипиской.

Из всех русских лауреатов Нобелевской премии по литературе двое имеют прямое и непосредственное отношение к уголовно-арестантскому жаргону. Это для справки.

Далее. Вы прекрасно знаете, что мои "блатные переводы" - лишь ничтожная часть того, что я сделал в поэзии. И не вам меня учить. Честное слово, не вам. Поучите бабушку щи варить.

Если бы меня сюда не пригласили - да я бы в страшном сне не забрёл. Гуру вы наш тряпошный :)).

А о блатных переводах... Да чтобы достичь такого уровня стилизации, вам триста лет учиться надо. Да и то вряд ли дотянете.

Надо быть мастером в любом деле. В том числе - и в арго.

Вы неплохой версификатор, я никогда этого не оспаривал. Но не более. Что само по себе уже неплохо. Плохо, когда автор всеми средствами пытается это доказать, надувая щёки :).

Не стоит оно того. Впрочем, я и раньше это говорил. Не для вас. До вас уже не дойдёт.

Ещё раз повторяю: меня пригласили - я пришёл. А как вы думаете, почему пригласили? Оттого, что я стихи на арго пишу? И в разного рода жюри зовут для этого? (Честно скажу - пустое это, по-моему, дело).

А почему по меньшей мере несколько сотен человек меня в избранных авторах держат? Потому, что я написал "Без конвоя выломлюсь на трассе"? :)))

Не тешьте себя: я себе цену знаю. И другие её знают. И вам цену знаю. Ну, какая вам может быть цена, ежели у вас в подручных - Климанова? Это - диагноз.

Да, предоставился случай - я сказал ровно то, что думаю. И макнул вас ровно на такую глубину, на какую посчитал нужным. Я слава Богу, более полувека на этой земле прожил и могу отличить мальчугана-попрыгунчика от от зрелого, умного, талантливого мужа. Это вы здешним ребятишка мозги пудрите.

Я вам не мешаю. Как говорят в наших краях: когда коту делать нехер, он яйца лижет. Когда человеку не хватает внимания и он не в силах заслужить его творчеством, он становится в позу и скликает лохов.

Это ваш выбор. Я живу в другом измерении. И ежели я путём трансцендентным случайно ворвался в ваше, то, поверьте, ненадолго. вы и ваша шайка-лейка мне неинтересны. Это - для психиатров.

так что всех благ.

Фима Жиганец   17.11.2008 20:38 

+ +

Дражайший Фима, так этим двум русскоязычным лауреатам нобелевки её дали отнюдь не за творческие достижения в области развития русской национальной литературы, а всего лишь за их махровое (или херовое? ;) диссидентство и за противостояние политике официального Кремля (типа - получай, фашист, гранату). Я полагал, что такие вещи должны были быть вам известны.

А по поводу арго и той теории, которая за ним стоит (если таковая имеет место :), то я в них рублю примерно как великолепная гвинейская свинья в великолепных же калифорнийских апельсинах. Но я и не лезу никого поучать в той области, в которой мои теоретические познания по меньшей мере смехотворны. Вы же - напротив того - сейчас влезли в ту область, в которой ориентируетесь примерно так же хорошо, как турецкоподданый Остап разбирался в веслоногих и ветвистоусых представителях тропического зоопланктона.

Прийти и высказаться, причём откровенно, - это всегда пожалуйста. И, думаю, все вашу искренность оценили. Но браться рассуждать о теории психоделики, ни бельмеса в ней не понимая, - это достойно трепливого мальчишки, но отнюдь не умудрённого мужа. Вы же не меня, А СЕБЯ выставляете в совершенно идиотском виде, когда пытаетесь буровить ту дичь о психоделике, за которую даже дебильному ребёнку было бы стыдно.

А правда весьма проста: психоделика существует - НЕЗАВИСИМО от меня или от вас, хотим мы того или нет. И можно пупок надорвать, вопя, что её в природе нет, - от этого ровно ничего не изменится. То, что уже существует в мире, никакими заклинаниями и камланиями из него не выкинешь. А психоделика - это отнюдь не пустые теоретизирования и голословные домыслы - вроде тех, на которых держится недоношенный концептуализм. Психоделика покоится НА БОЛЬШОЙ СУГУБО ПРИКЛАДНОЙ БАЗЕ, которую составляют - и мои собственные тексты, и тексты многих и многих других авторов, в число которых входят и всем известные классики мировой литературы. Вся моя заслуга, собственно, сводится лишь к тому, что я первый выделил эти разбросанные там и сям кусочки золотоносной руды в отдельный класс, и я же первый постарался найти для описания этих эмпирических рудиментарных кусочков какую-то единую концепцию (в настоящее время ставшую уже теорией) - с минимумом схоластических умопостроений. А позднее - я же постарался найти способ для того, чтобы эти кусочки перестали быть столь рудиментарными и спорадическими - и чтобы можно было ими пользоваться широко и успешно, завоёвывая новые рубежи для стагнирующей и пробуксовывающей на месте литературы.

А по поводу того, для чего мне всё это надо... Я скажу честно, Фима. Мне для своего реноме никакие психоделики не нужны. Я и так уже давно являюсь самой культовой фигурой - не только на Стихире, но пожалуй и на всех остальных сайтах поэзии, где только появляюсь. Неспроста меня задроченные редакторы провонявшейся паезии.сру побоялись зарегистрировать на своём отстойном сайте, - иначе я бы и там всех их фаворитов обошёл и затмил в течение какого-нибудь полугода.

Всё это я поясняю лишь для того, чтобы вам стало ясно, что психоделикой я занимаюсь из сугубо альтруистических устремлений. Потому что будущее БОЛЬШОЙ литературы - именно за психоделикой. Не за барачной романтикой арго, не за выпердышами постмодерна и не за ублюдочными уродцами концептуализма. Нет. Будущее поэзии (и литературы в целом) - именно за психоделикой. Поскольку только она способна раздвинуть душные, болезненные и клаустрофобные подземные горизонты, в которых топчется уже на протяжении многих десятилетий современная западная (включая сюда и русскоязычную) литература.

Если хотите, то это моё хобби. И мой моя миссия. За которую мне лично ничего никогда при моей жизни не отломится, но я на это и не рассчитываю. И это делает меня свободным. Свободнее, чем вы. И куда свободнее, чем Авин. Ибо я ни перед кем не заискиваю, мне ни от кого ничего не нужно. Я занимаюсь литературной деятельностью - не ожидая от неё ровно никаких прибылей - ни сейчас, ни в будущем. И то, что когда-нибудь меня будут цитировать во всех хрестоматиях и антологиях современной литературы, - меня вовсе не греет. Мне до этого дела нет. Но мне ИСКРЕННЕ хочется видеть, как люди, потерявшие веру в то, что тупиковая и замусоренная стезя литературы может их куда-то привести, - находят выход и прорыв в большой космос, во вселенную, полную чудес и неизведанных далей, - ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ТОЙ ПСИХОДЕЛИКЕ, которую я им открываю. Открываю - не в смысле - каких-то психотропных капель в стаканчике, а в виде золотого ключика от дверцы, которую они САМИ МОГУТ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ОТКРЫТЬ, - за которой начинается сказочная страна, которую синтаксис ни одного языка описать не в состоянии.

Вот такой я на самом деле, Фима. Возможно, плохой. Возможно, хороший. Мне до этого дела нет. Я делаю то, ВО ЧТО ВЕРЮ. А если бы не верил, то не делал бы - и никто даже под страхом смертной казни меня бы не заставил. Я, собственно, ненамного младше вас, поэтому о смерти и с чем ее едят - знаю тоже, вероятно, не меньше вашего, и не понаслышке. Если вы хоть что-нибудь в этой жизни понимаете, то должны понять, что я сейчас говорю серьезно и без выдрюков. Мы все приносим какие-то обеты, сами себе. Считайте, что помощь тем, кто действительно хочет достичь новых горизонтов в поэзии, - это мой обет. И - да, мне приносит удовлетворение видеть, как некоторые авторы, постигая тайны психоделики, начинают писать необычайно сильно, - пополняя собой крайне немногочисленные ряды САМЫХ сильных русскоязычных поэтов, которые вообще сегодня ходят по этой земле.

Вот такие дела, Фима. И - взаимообразно - всех благ.

Черный Георг   17.11.2008 21:58

+ +



Публикуется под редакцией Стон Критика.