Рецензия на поэтическую книгу В. Казакова

Яна Голенкова
Владимир Казаков
«Верховая дорога»
Стихотворения
г. Барнаул, 2009г.
Тираж 1000 экз.,
Технический редактор Г. Заркова
Книга издана на средства краевого бюджета
по результатам краевого конкурса
на издание литературных произведений.

Начинающему музыканту никогда не придёт в голову взяться сразу за исполнение сонаты Моцарта, так как он просто не справится с уровнем сложности. Именно поэтому, говоря о творчестве Владимира Казакова, я не пытаюсь углубиться в детальный профессиональный анализ поэтической книги «Верховая дорога». Но раскрыв её для себя, как бы пафосно это не звучало – не могу молчать! К сожалению, стихи читают далеко не все и, уж, тем более мало кто приобретает для себя поэтическую книгу.

Муза! Как ни грусти. Не сетуй,
А вывод мой, к сожаленью таков:
Среди миллионов, читающих газету,
Девять десятых не читает стихов.
                И. Сельвинский

Полностью согласна с мыслью, что развивает Илья Сельвинский в своём стихотворении. Роскошно поданная бульварная лажа заполнила полки книжных магазинов и пользуется хорошим спросом, оттесняя на задний план высокохудожественную литературу – прозу и поэзию. Но есть ещё в наше время люди – любители истинной поэзии, именно с ними я и хочу поделиться таким замечательным явлением, как рождение новой книги Владимира Лукича.

Жизнь каждого – дневник
мужающей души.

Это первое обращение автора к читателю, которое сразу же заставляет задуматься над тем, какую идею, мысль пытается донести до нас Владимир Казаков в своей новой книге. Казалось бы всё просто:

... Забвенью не предам
Я нашей дружбы свет

      И далее:

Поможет уберечь
его и в далеке
надежда – правду речь
на русском языке...
Ну, вроде бы всё понятно, чего уж тут думать – радуется, человек, что может говорить о дружбе, о родных местах на великом и могучем русском языке. Но не спешите с выводами, перечитайте внимательно, и вы сумеете увидеть подтекст, который наиболее важен и несёт основную мысль автора: писать, говорить на русском языке, ещё не значит, в полной мере грамотно владеть языком. То, что мы владеем с детства словом, создаёт ложное представление простоты и несложности в создании художественной литературы.
Лев Толстой писал: «Если бы я был царь, я издал бы закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розг».
Во все времена язык всегда был и будет основным материалом произведения. Абсолютная грамотность литературного языка Владимира Казакова ярко выражает неповторимое индивидуальное восприятие поэтом окружающего мира. Можно удивиться, как мастерски ловко, Владимир Казаков подводит нас к мысли о грамотности языка, а значит к истинному высоко духовному пониманию жизни и значимости в ней личности человека.
После поэтического предисловия автор нас приглашает в путешествие по времени, отбрасывая на пятьдесят лет назад и представляя шестидесятые годы, где, не смотря на тяжёлые воспоминания украденного войной детства:

И почему-то Солнце пахло вкусно.
И отчего-то радовался день...

Для нас, кто ещё не успел родиться в ту пору, это время исторически интересно. С помощью разнообразной творческой палитры автор усиливает художественную выразительность определённого колорита шестидесятых.
Путешествуя с помощью поэзии Владимира Казакова, мы внимательней и глубже рассматриваем, и проникаем в темы: малой родины, войны, морской службы, романтизма туристов-бродяг.
Конечно же, ярче всего, как мне показалась, представлена морская тема, где: «...Начинается море с нетерпения встретиться с ним...». И мне уже действительно не терпится погрузиться в эту суровую атмосферу и ощутить мелодию моря, то бушующего, то спокойного, но манящего и уводящего в даль.
Стихотворение «Птицы» - глубокое по мысли и недосказанное, написанное ярким, своеобразным языком с аллитерационными повторами «в, р, с» - «... Волны с рёвом рвались в высоту...» - бросает нас в море пахнущее «нешуточным штормом», где отважно моряки, вместе с «птицами на борту», выполняют приказ командира...
И наоборот, в стихотворении «Я своё отслужил давно...», где, что ни слово, то звуковое открытие, используя ассонансные рифмы, к примеру – «уметь – иметь», Владимир Казаков чётко выражает свою идею:

..........................................................
Чтобы с морем дружить уметь,
мало знать корабельный устав –
надо сердце большое иметь...

Преданность и верность идеалам молодости, душевный настрой автора не может оставить читателя равнодушным, а серьёзная и даже жёстко Forte поданная мелодия стихотворений даст возможность почувствовать силу мужской дружбы, отваги, брызг солёных вод, противоборство с природной стихией и суровую любовь к жизни.
Переходя в семидесятые, мы так же встретимся с наиболее волнующими и переходящими темами для автора. Поиск себя, становление личности, дружба – всё это хорошо просматривается в стихотворениях «Была пора», «Бью челом», «Дай Бог, моим берёзам плыть...». Лирические отступления в стихотворениях «Если нашёл королеву», «Черёмуха цветёт», «Алёна» - завораживают искренностью и чуткостью.
Попадая под мягкое воздействие автора, вместе с ним вглядываемся в «Метельный город» - жизнеутверждающе, но не без митинговости советских времён стихотворение. Бредём по деревне, подверженные грусти по уходящему прошлому, останавливаясь на берегу реки Боровлянки. Стихотворение с названием реки несёт в себе элегически раздумчивое и печальное мироощущение автора, восхищая читателя богатой рифмой, художественной образностью и музыкальностью. В узнаваемости проникаясь домашним теплом, замираем от недосказанности в стихотворении «В гостях у матери». Вместе с Владимиром Казаковым обращаемся «К вопросу о родословной» и от него же принимаем вызов:

Завидуйте!!
Нельзя не позавидовать
Наследному богатству моему.

Таких богатств скупым душой
Не видывать,
Не спрятать при желаньи на дому.

В восьмидесятых нам автор говорит, что: «Вступает в пору зрелости...», но в противоречие себе самому раскрывает перед читателем негаснущую молодость, что храниться в его необъятной душе. И какая женщина не пожелает быть для своего мужчины наградой, которую Владимир Казаков в стихотворении «Всего-то и было – два слова, два взгляда...» называет: «...самая высшая из наград!..»?..
И в девяностых, и в двухтысячных автор не изменяет себе. Знания, мудрость, житейский опыт, гражданская позиция и, конечно же, потребность поделиться наболевшим и пройденным открываются нам в стихотворениях «Современная пастораль», и «Верховая дорога». Название этого стихотворение и легло на обложку книги, вручив в руки читателя ключ к тайникам души замечательного человека, стойкого перед жизненными трудностями, выносливого и мужественного, несущего такое несовременное звание – поэт.
Уважаемые любители художественной литературы, если вам предоставится возможность приобрести книгу Владимира Казакова «Верховая дорога», не упускайте свой шанс, ещё раз увидеть заново мир, благодаря высокому искусству – поэзии маститого, не побоюсь этого слова, писателя.
Яна Голенкова