По поводу стихотворения Ф. Тютчева Silentium

Лидия Волынец
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои-
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,-
Любуйся ими - и молчи.

Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.

Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи,-
Внимай их пенью - и молчи!..

Стихотворение состоит из трех секстин, всего – 18 строк. Три части композиции связывает развитие лирической мысли, в конце последней строчки каждой секстины наблюдается повторение мысли. Все три части разделяются по смыслу, интонационно и синтаксически. Стихотворение носит характер лирического размышления. Авторский призыв можно прочесть и как монолог, что можно назвать одной из особенностей романтического метода. В этом случае автор всегда субъективен, основываясь  более на своих чувствах, чем на жизненном опыте.
Стихотворение написано четырехстопным ямбическим слогом, и состоит в большей своей части из трехударных строк.

С первых строк прослеживается стремление поэта поделиться своим духовным опытом. Скрывая и тая свои прекрасные «как звезды в ночи» чувства и мысли в безмолвии, он сохраняет гармонию внутреннего мира.
Наполненный духовно человек не стремится «высказать себя», понимая, что тончайшие оттенки чувств невозможно передать словами, не исказив их. Тем более что опыт каждого человека неповторим, а понимание появляется только на основе личного опыта. Фраза: «Мысль изреченная есть ложь», - преподносится автором как тезис, что неверно с точки зрения научной логики. Но в том и состоит метод романтизма, что автору предоставляется возможность нарисовать картину, далекую от окружающей действительности. С этой точки зрения, внешний мир подобен вершине айсберга, основная часть которого скрыта под водой, по видимой вершине его невозможно судить о целом, мы можем предполагать, каковы на самом деле его размер и очертания. «Взрывая, возмутишь ключи», - чистых, незамутненных внешним миром чувств. Духовно богатый человек подобен плодоносному дереву, он самодостаточен. Только отрекшись от эфирных ценностей внешнего мира и углубившись в себя, можно получить божью благодать, которая питает душу и делает ее сильной.
«Лишь жить в самом себе умей», - повторяется призыв к самоуглублению.  Спокойный ход «таинственно-волшебных дум» легко может нарушить «наружный шум» ярких впечатлений окружающего мира. В жизни люди часто поддаются соблазну красочной рекламы, уподобившись аборигенам, меняющим слитки золота на яркие стекляшки. Не даром говорят: «Молчание – золото». В жизни часто в результате гонки за этими самыми стекляшками теряется понимание себя и своих истинных потребностей. И только человек, наполненный гармоничной музыкой души, способен понять себя и следовательно, других людей. Именно в таком случае безмолвием можно многое сказать.
2006