О дубах в Дубне

Александр Воронин -Литератор
О  происхождении  слова  Дубна   существует несколько  различных  версий  и  до сих пор ни одна из них не признана до конца  верной и научно  обоснованной.  Время  от времени  в нашем  городе вспыхивает  интерес  к  его  названию, но  дальше  отдельных  статей   дело  не  идёт. Обычно  жители или гости города, далёкие от филологии, не увидев на улицах Дубны вековых  кряжистых  дубов, пишут в газету и просят разобраться, куда делись дубы, кто их вырубил  и  почему  не сажают новые. Бедные журналисты (в основном тоже приезжие) не знают, что отвечать настырным читателям.    Может  этот вопрос  заинтересует  кафедру  лингвистики  нашего  университета и  она  наконец-то  разберётся  и  выяснит,  как  и  почему  возник   топоним  Дубна,  который  гордо носит  и сам  университет  уже  более  десяти  лет. Если, конечно,   у  них  есть  хоть  какая-то    профессиональная  гордость  и они не хотят, чтобы их называли  Иванами  не  помнящими  родства.
       Единственный  факт,  с которым  все безоговорочно соглашаются  и  никто его  не  оспаривает,  это  то,  что  название города произошло  от  имени  реки  и является  гидронимом.  Но даже здесь,  на ровном,  казалось  бы,  месте,    дуболомы-чиновники  умудрились наломать  дров:  они  назвали  наш  посёлок,  а потом  и  город,  стоящий  рядом  с  рекой  Дубна,  совершенно   непонятным  для  русских людей словом – ДУБНО (до 1958 года было это название).  (Указ Президиума Верховного Совета РСФСР № 762/14 от 24.07.1956 г. «Преобразовать  рабочий посёлок  Дубно  Калининской области  в  город областного подчинения,  сохранив за ним прежнее  наименование». М. Тарасов, И. Зимин.) А  вот кто, когда  и  почему назвал одну из наших  рек Дубной,  никто толком не  знает.  От  этой  загадки  и  идут  все  разногласия  наших  краеведов.
       Всё  началось с письма  М. Лебеденко  в городскую газету «За коммунизм» (07.02.1969 г.),  где он  справедливо возмущался,  почему  в  городе с названием  Дубна  не  растут  дубы,  заявленные  в  самом  названии. Ему  с  юмором  ответил физик Г. Копылов  в  номере  за 28.02.1969.  Мол,  дубы дело хорошее, давайте сажать их, раз осушили  эту местность. Но название реки к  дубам никакого отношения не имеет, так как дубы на  клюквенных  болотах не растут. А название реки происходит от  древнеславянского корня – ДЪЛЪБЪ (т.е. долбать, долбить – река продолбила своё русло в  земле). Славяне тогда говорили: ДЪЛЪБЪКАЯ, т.е. глубокая. И далее: «поэтому наш город отвечает своему названию. Дубна – город, где углубляются  в глубины природы, где долбают атомное ядро, где долбят  гранит науки и  где  того, чем  долбают,  предостаточно».
      В последующие  годы  я  надолго  уезжал из Дубны,  учился,  женился, растил дочку  и  не  очень  внимательно  следил  за  спорами  краеведов.
      Очередной   виток  дискуссии  о происхождении  слова Дубна начал И.И.Судницын, профессор  кафедры экологии и наук  о  Земле  нашего университета,  в газете «Площадь мира» за  24.03.2000 г.  ссылаясь на «Материалы для словаря древнерусского  языка»  И.И.Срезневского (Санкт-Петербург, 1903 г.), он пытается убедить нас,  что  славяне были отсталыми, дикими племенами и у них  был такой бедный словарный запас,  что они  одним  словом «дуб» называли все деревья  подряд – от  берёзы  до ольхи. Река текла в зарослях, заросли были  «древесные»,  т.е. по-славянски  «дубьныя»,  а позже слово  постепенно    менялось – «дубьня»,  «дубня»,  «дубна». (Мой совет Судницыну: почитайте книги сатирика Михаила Задорнова, где он доказывает, что славяне были самыми грамотными и образованными в древности и все остальные языки произошли от славянского. Мне почему-то больше нравится теория Задорнова. Кому же приятно, когда твоих предков называют дураками и дебилами.)
Через  месяц,  28.04.2000 г. на страницах той же газеты  профессору отвечает краевед  И.Б.Даченков  и  даёт свою версию происхождения  слова – «Привет от балтов!».  Ещё до  славян  в наших местах  жили балты и вот от них-то нам и осталось  название  реки. Даченков   согласен с  В.А.Никоновым, который  гидроним  Дубна  объясняет  балтийской основой «dubus» - «глубокий». К тому же в нынешней Латвии  тоже  течёт  река Дубна,  приток  Даугавы.  В литовском  языке  и  сейчас  много похожих  понятий:  dube - долина,  dubuma - яма, впадина,  углубление,  duburas -  долина, лощина.  Так что в переводе  с балтского  название   Дубна означает – «глубокая  река». А  сходство по звучанию с южным  деревом  дуб  произошло всего  лишь  от  длительного  повторения  этого слова  славянами.
В  2003 году   «дубовая»  дискуссия  вышла  на новый,  уже  общегородской  уровень. Мэрия  решила любой ценой  отличиться  перед областью и быстренько  принять  новый  герб города. Старый герб  советского периода  (принят 26.11.1976, автор Ю.И.Сосин),  якобы  не соответствовал новым требованиям  демократического наукограда. В спешке провели  конкурс и  утвердили очередной  «дубовый»  символ  города  (автор  Ю.Г.Мешенков). Конкурс проходил в летнее время, когда большинство горожан были  в отпусках  и на огородах. Осенью городская общественность спохватилась, стала  собирать подписи под письмами протеста  против «дубового» герба. Только в «Площадь мира» пришли письма  с 89 подписями («Мы – «дубы»?» 02.12.2003 г.).  Даже священнослужители  выступили  против такого герба на страницах  местных  газет. Но конкурсная комиссия  и горсовет  (12 депутатов – «за»,  5 – «против»)  всё равно утвердили  «дубовый герб» - 27.11.2003. Видимо  оттого,  что большинство  депутатов и руководителей города  приезжие  и по профессии  технари,  то им  абсолютно  всё  равно,  что значит    дуб  для горожан,  как он связан с историей  края,  с фольклорными традициями, с  литературой, поэзией,  живописью.  Ни у одного дубненского поэта  нет стихов  о дубах  на  улицах  города, нет песен  о дубах, нет  таких картин и у  наших  художников. Хорошо  ещё  и  то,  что  автор нового гимна  (Л.И.Пирогова), утверждённого тоже  в  2003 году,  ни  разу  не упомянула  слов  «дуб»  в  своём  творении.
Автор нового  герба  пошёл по самому  лёгкому  пути  - раз  в названии  города  один слог  напоминает  по звучанию  какое-то  дерево, то скорее  хватай  кисть  и  рисуй  его. Почему-то  за всю историю  Дубны  ни  разу  ни на одной эмблеме города, ни на одном значке,  ни на одной открытке, ни на  фото,  нигде  не  изображался  дуб. Даже  новые русские не додумались ещё открыть  ресторан или гостиницу под  таким названием. Был недолго в подвале маленький магазинчик  “Дубок” на улице Инженерной, но и его давно закрыли из-за названия – никто не хотел в него ходить. Если следовать дубовой логике  авторов  нашего герба, то  на  гербе  Москвы  должна обязательно  сидеть  лягушка-квакушка   или жаба в бородавках, так  как  там  ясно читается  русское  слово  из   сказок – «ква-ква».  На гербах  Воронежа и  Воркуты – должны  быть нарисованы  воры в наколках,  на гербе  Вологды – вол, на гербах  Мурманска  и  Мурома – кошки  и   т. д.
Справедливости ради  надо сказать,  что один  старый дуб всё-таки  растёт  на высоком берегу  реки Дубны. Когда-то  давно его привезли из другого  места  и  посадили князья  Вяземские  в  своей  усадьбе  в  Ратмино в честь какого-то    события. Есть несколько мест в городе, где жители высаживали дубы и они потихоньку растут: на Чёрной речке, вдоль дороги в ЛВЭ, на проспекте Боголюбова. На  площадке ЛЯП тоже есть две  рукотворные  аллеи: 15 дубов напротив дирекции ЛНФ  и 47 – вдоль дорожки к первому  корпусу ЛЯП.
Теперь  у  юмористов, карикатуристов  и  анекдотчиков  появилось широкое поле деятельности – ведь главным символом  наукограда    является  дуб. Следовательно, в городе  живут  дубы,  дуболомы,  дубаки,  стоеросовые дубы  и прочие  новые  русские. А главные дубы  - это,  конечно,  мэр  со   своей командой  и  наши  депутаты. Как  говорится,  за  что боролись,  на  то  и  напоролись. Из  города  науки  и  велосипедистов  мы превратились в город  лесорубов, сплавщиков леса по воде (смотри внимательно на герб)  и  любителей  желудей. Осталось только открыть  леспромхоз  имени  Мешенкова и свиноферму по откорму  хрюшек желудями  с этих  дубов. А в банях  в обязательном порядке продавать всем дубовые веники – засушенный символ города. Иначе туристов  в  баню не заманишь.
Нынешние власти, подложившие городу такой  «подарок»  перед его юбилеем, скоро  спокойно  уйдут на пенсию, и с них спроса не будет, а  будущим  придётся   отдуваться  за  всех  и  объяснять,  куда  исчезли  дубы,  заявленные в гербе и на флаге  города.
Я  ради  интереса посмотрел в Интернете  на гербы других городов России и вот что заметил. На большинстве  гербов  пишется название города (как на старом дубненском) – таких более 104 городов. На двух гербах  (Чехов  и  Домодедово) нарисована  красная  кремлёвская стена  как на старом дубненском, против которой  возражал геральдист Мочёнов.  С большими  деревьями  на  гербе  я  нашёл  всего  пять городов  и только на двух из  них  нарисован  дуб, на трёх  - просто стилизованные  большие  деревья. Большой дуб на гербе города Стародуба Брянской области – там всегда росли дубы (с 1782 г. герб). Половину герба занимает дуб г. Цивильска (Чувашия) – там тоже  всегда  росли  дубовые  леса. Понятен  и  герб  г. Липецка – на  нём с 1781 г. нарисована  липа, так как вокруг липовые  леса. На гербах  27 городов  изображены  звери,  птицы  и  рыбы.
  Господин  Мешенков со своим гербом вошёл в первую тройку  дубовых гербов России.  Оправдывая  появление этого дерева на гербе Дубны, авторы пишут в  Положении  о  гербе: “Главной же фигурой  герба  является  дуб, символизирующий  силу,  мощь,  уверенность,  защиту, долговечность, мужество”. Для маленького тихого научного городка  физиков  в центре России  с историей в  полвека, где  главными героями всегда были  задумчивые  люди  в очёчках и с папкой под мышкой, не слишком  ли громкое  заявление?  Такое определение больше подходит к  крепости-герою Бресту,  к  Севастополю – городу русской  славы  или  к Туле – нашей  оружейной  столице. А  какая мощь  в   топких  болотах,  окружающих  город?
           Если  же  смотреть  в далёкое  будущее, то надо было отразить  на гербе  создание наукограда  и  силиконовой  долины,  а не мифические деревья из сказок  Пушкина.
История с дубами в Дубне  очень  показательна  для всей современной  России. Когда  рухнула старая система ценностей,  то  люди  растерялись: как жить дальше, кому верить, к  какому  идеалу  стремиться?  Первый президент России, чтобы  как-то  отвлечь  народ  от  мрачных  мыслей и  беспробудного  пьянства, придумал  очередную забаву  - начать  поиски  новой  русской  идеи.  Все  теперь  при  деле –  ходят  и  ищут.  Хотя эту идею мы никогда и не теряли. Русский народ  всегда к ней стремился. Идея проста и безыскусна,  без всяких наворотов и   философских  выкрутасов  - обеспечить себе  достойную  жизнь.  За что мы  давно и   безуспешно боремся, а нам всё обещают: то обогнать Америку, то построить коммунизм,  то дать каждому по отдельной квартире,  то по целой “Волге ГАЗ-24”  на один ваучер, то ВВП увеличить. И долго ещё будем бороться, благодаря нашей власти и олигархам, которые  уже давно живут с  этой  идеей  за пазухой  и с нашими  деньгами  в  своём  кармане.
Напоследок  ещё  один  совет кафедре лингвистики  университета. Наша  Дубна не одна на карте России – есть Дубна в Тульской области и в Латвии (если уже не переименовали).  Может, стоит связаться  с  другими  одноимёнными городами  и  узнать,  как  они пишут прилагательные про свой город  и  откуда  произошли  их  топонимы.  В  конце  концов,  предки-то  у  нас  общие  - славяне.  Чиновников этот вопрос не интересует, а студенты могут написать  хорошую курсовую работу и даже сделать себе на этом  громкое  имя  как  в науке, так и в политике. Есть и другой выход из создавшейся ситуации: каждый год закупать саженцы дубов и заставлять школьников и студентов сажать их по всему городу в несколько рядов. Лет через 100 потомки поставят памятник Мешенкову за этот герб.
Посмотрел я и в телефонном городском справочнике за 2000 год, сколько у нас жителей  имеют фамилии с основой на “Дуб”.  Чтобы понять, ради чего так старались Мешенков с депутатами. Может у нас полгорода Дубовых живёт и им будет приятен такой плавающий  дуб (повесят герб на двери, в офисе, на стекле машины, купят флаг с гербом).  Всего 26 человек  таких из 70000  (у кого есть телефоны).  Из них  только один Дубов, один – Дубнов, два – Дубкова. Для кого же тогда вся эта бодяга затевалась?  Гораздо больше у нас жителей с другими фамилиями. Ивановых – 186,  Волковых – 108,  Соловьёвых – 94, Петровых – 75,   Сорокиных – 55,  Воробьёвых – 32,   Сидоровых – 28,  даже Ворониных и Вороновых  больше, чем Дубовых – по 16 человек.
        По России первая пятёрка фамилий  совсем другая (в % от всего населения): Смирнов – 1,862%,  Иванов – 1,33%,  Кузнецов – 0,998%,  Соколов – 0,856%,  Попов – 0,806%.
В  конце  серьёзной  статьи  хочется  немного  пошутить, чтобы не  считали меня  каким-то старым  и  всем  недовольным  брюзгой. В  российской беспросветной  жизни  во все времена  ценился   юмор  и  умение разглядеть  в  плохом  хоть  что-то  хорошее  и светлое. Если  следовать новой теории сатирика Михаила Задорнова, то  фамилии  известных людей  всегда отражают суть  их деятельности: Гробовой  оживляет  покойников, Хрущёв выращивал кукурузу (жук хрущ ест всё подряд, кроме кукурузы),  Горбачёв сделал нас всех горбатыми от навалившихся  проблем  перестройки, Путин показывает нам путь в светлое будущее  и т.д. Примерно так же  получается  и  с  фамилиями  авторов нашего  герба.  Художник  Мешенков – намешал в одном  гербе  всё  в  кучу – уплывающий  по воде  от жёлтого треугольника  радиактивный  дуб  с синим стволом – прямо фильм  ужасов Хичкока. Геральдист  Мочёнов – своими  советами  подмочил  репутацию нашего города науки, физиков, велосипедистов и будущей силиконовой  долины.  Их помощники: Коржик и Туник – живое олицетворение  древнеримского  лозунга “Хлеба и зрелищ!”.  Коржик – это сладкая лепёшка, а туника – нижнее  бельё  римлян,  надевавшееся  под тогу.
P.S.  Глупость,  как и беда, редко приходит одна. Стоит в чём-то дать слабину и потянется целая цепочка несуразностей, непонятностей  и затянет в такое болото, из которого потом и не выбраться будет. Мы ещё долго будем расхлёбывать грехи бурных 90-х годов во всех областях жизни. Я уже много писал  о проблемах с русским языком в городе. Вот ещё один пример пофигизма и неграмотности. Переименовав магазин “Россиянин”  в   “Пятёрочку”, некто Дмитрий Табуйко стал на чеках писать адрес по-своему: вместо улицы академика И.М.Франка, пишет улицу – Франко. Когда обиженные жители попытались ему объяснить, что испанский диктатор-фашист и почётный гражданин Дубны, нобелевский лауреат, это не совсем одно и то же, до него это так и не дошло. Сам он не местный, в школе этого не проходил, в  городские музеи не ходит,  газет не читает.  Вот для таких   “понаехавших” в город,  не помнящих родства,  совсем неважно, что там нарисовано на гербе или флаге. Это новое поколение  дилеров, брокеров, хакеров  и прочих менеджеров уже показало себя во всей красе далеко не с лучшей стороны. В той России, которую они строят (а если точнее, то продают и разваливают), жить будет не  сладко  всем.