Понятие об АКРОстихе

Любовь Селезнева
                АКРОСТИХ* {греч. akrostichis — крайние стих)
— краестишие, краегранесие, краестрочие, началестрочие, иместишие; стих, первые буквы всех строк которого образуют слово или фразу, чаще всего имя самого автора или того, кому стихи посвящены.

   Акростих был изобретён ещё в древности (V в. до н.э.) сицилийским поэтом Эпихармом из Сиракуз, фиксировавшим таким образом авторство своих текстов; акростихи писали и поэты Древней Греции; в поэзии средневековья акростихи вкраплялись в сакральные тексты как зашифрованные подписи, заклинания или тайные послания, а в византийской гимнографии в форме акростиха писались церковные песнопения — каноны; традиции жанра были продолжены в эпоху Возрождения.

   Первым аналогом славянского акростиха была т.н. Азбучная молитва (авторство приписывается Константину Преславскому), по форме напоминавшая современный верлибр и у которой каждое изречение начиналось с новой строки и буквы алфавита (т.н. абецедарий).

   Как стихотворная забава акростихи были популярны в России начиная с XVII века — ими писались всяческие эпистолии, дружеские и любовные послания. Позднее в русской поэзии акростих был в ходу в XVIII веке: помимо «серьёзных» стихотворных опытов, он был одним из любимых салонных развлечений — на заданные слова или имена необходимо было виртуозно составлять изящные стихотворения.

   В начале XX века акростихи становятся «альбомным жанром» Серебряного века — поэты пишут (часто — друг другу) акростихи-посвящения;   известны  акростихи  Кузмина, Гумилёва, Есенина и др. Писали акростихи и поэты-символисты.

  В современной русской поэзии акростихи   встречаются   редко;   каких-либо серьёзных и значимых произведений в этом жанре создано не было. Несмотря на то, что акростих всегда воспринимался как, своего рода, литературное трюкачество и игра, он всегда будет притягивать к себе    поэтов,    обладающих    нестандартным мышлением и не равнодушных к экспериментам, — своей визуальностью, изощрённой техникой письма и возможностью тонкого подтекста.» (ВЛАДИМИР АНУФРИЕВ     «СЛОВАРЬ    ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРИМЕРАХ»)
АКРОСТИХИ — на мой взгляд, одна из интереснейших форм в написании стихов, акростихи дисциплинируют автора, интригуют читателя. Они многообразны и непросты для написания.

   Эта книга — робкий опыт, наша проба пера в этом непростом жанре. Надеемся, что стихи этого сборника Вам покажутся привлекательными и, возможно, что-то Вы возьмете себе на заметку!
А теперь в путь - в «АКРОСТИХИЮ»!

*    Вступительная статья к сборнику "Акростихи"
     - биб-ка современной поэзии.  Москва. "Литера" М. октябрь 2010 г
     В сборник вошли девять акростихов автора Л. Селезнёвой

                Лариса Кузьминская
Поэт, член Союза писателей России, Президент Регионального общественного фонда
содействия развитию современной поэзии «СВЕТОЧ», автор-составитель сборника.