Канон написания русского сонета Черновой вариант

Мир Многолик
   История сонета насчитывает почти восемь столетий. Интерес к нему то возрастал "до небес", то падал, но всегда сонет оставался объектом жесточайшей полемики.
   Родина сонета - Италия (ит. Sonеtto  - звонкая песенка). Появился он в начале  8-го века, а уже 1332 г. падуанский юрист Антонио да Темпо сформулировал в своём поэтическом трактате канонические правила написания сонета.
   Но по мере распространения по Западной Европе каноны постоянно претерпевали измения. Сонет - живая форма, хотя и "твёрдая"! Так появились каноны французкой формы сонета (Ронсар),  и в результате долгой борьбы (Томас Уайет и Серрей) только после появления сонетов  Шекспира, канон английской формы сонета.
   Если проследить трансформацию канонов, то все их измения возникали не на  "пустом месте". Форма претерпевала измения каждый раз, попадая в другую языковую среду, если особенности языка "мешали" простору действия поэтического мастерства авторов.
И если знать эти особенности, например: большущее количество рифм к каждому слову, наличие огромного количества слов с ударением на последнем слоге(в отличие от итальянского, где таких слов - мизерное количество)  обусловило появление чередования  мужск. и женск. рифм во французком каноне, а обилие мужских рифм и их немногочисленность к каждому слову  в английском способствовало появлению шекспировского сонета, то становиться понятным, что в русском варианте, где к каждому слову нет этого обилия рифм, сонет не может оставаться "застывшим". Именно сама форма французкого или итальянского сонета своей схемой рифмовки "мешала" лёгкости и красоте изложения. И как результат,чтобы избежать трудностей(особенно при написании венков, когда под конец венка уже начинается головная боль от поиска подходящих рифм и уже не до смысла...) появилась "смешанная" форма  сонета - катрены написаны по английским канонам, терцеты - по французким  или итальянским( нужно упомянуть, что так писали уже Томас Уайет, Генри Говард, граф Серрей и др., но со временем наличие парных рифм в терцетах (abba, cddc, eff, egg) привела к иной разбивке(на три катрена и замок ( abba, cddc, effe, gg)).
  Чтобы узаконить эту форму сонета, я выступаю с инициативой создания русского канона написания сонетов. За образец предлагаю взять сонет-магистрал к Кольцу венков сонетов, который пишут несколько таких мастеров сонета, как М.Можаев, Вл. Остапенко, А. Данов и др.

         Мой мир

В иных мирах я допускаю всё:
Привычное движенье по спирали,
Гул городов и молчаливость сёл,
Законченность и торжество морали,

Наличие святош, как и святынь,
Отсутствие предательства и блуда,
Знакомый сердца жар и неба стынь,
Бездумная простая вера в чудо,

Присутствие умнейших из людей,
Запреты на рождение идей
Подчистки бытия заподлицо.

Довольствоваться вынужден другим.
Он многогранен и неповторим:
Мой мир, не мною свёрнутый в кольцо
 
                Михаил Можаев.

====================================================

         КАНОН РУССКОЙ ФОРМЫ СОНЕТА

1. Русский сонет - это стабильный объём 14-ти строк.

2. Сонет пишется пятистопным ямбом.

3. В сонете должно быть чёткое деления на четыре строфы -два четверостишия (катрена) и два трёхстишия (терцета)

4.Каждая из четырёх частей должна обладать внутренней синтаксической законченностью и цельностью

5.Строгая повторяемость рифм, в катренах - четыре рифмы дважды, в терцетах три другие рифмы дважды или две рифмы трижды.

6. Устойчивая система рифмовки - перекрёстная или охватная рифма в катренах ( авав, сdcd, или abba, cddc) и несколько более разнообразная в терцетах( efe,fef; eff, egg; eef, ggf; и др.)

7. Рифмы должны быть точными, рекомендуется регулярная смена мужских рифм с рифмами женскими.

8. Катрены и терцеты различаются интонационно: на смену напевности первых приходит динамичность и экспресия вторых.

9.Не рекомендуется повторяемость слов в тексте сонета (за исключением таких частей речи, как союзы, предлоги и пр.), если только это повторение не продиктовано сознательным замыслом автора.

===================================================
 Прошу всех принять участие в обсуждении этого документа, высказать свои замечания  и дополнения.

И затем принять его (подписать) хотя бы, для начала,  на этом сайте.

С уважением

Юлия Акатова