Гуманизация Образования В Современной России

Антон Бубеничек
Отталкиваясь от определения Балла Г.А., “гуманизм можно трактовать как соединение гуманности (основанного на эмпатии оказания помощи людям, а также, по возможности, другим живым существам и их сообществам в непосредственном облегчении их страданий и улучшении условий их жизни) и диалогического взаимодействия с людьми и их сообществами как партнёрами (что предполагает взаимное уважение и способствование раскрытию и приумножению конструктивных возможностей участников взаимодействия).”

Откуда же пришел гуманизм? Как он сформировался?
Принцип гуманизма, т.е. высших культурного и нравственного развития человеческих способностей, наиболее полно выражает основную направленность европейской культуры XIV-XVI вв. Идеи гуманизма захватывают все слои общества - купеческие круги, религиозные сферы, народные массы. Складывается новая светская интеллигенция. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Благодаря гуманистам в духовную культуру приходят свобода суждений, независимость по отношению к авторитетам, смелый критический дух. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы. В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха.
Наиболее благоприятные условия для развития гуманизма сложились с XIV века во Флоренции, где новая литература могла опираться на демократические завоевания городской культуры, облегчавшие даже после превращения Флоренции в город-государство возможность контактов между писателем и народом. Большинство крупных итальянских писателей и художников XIV—XV вв. были флорентийцами. Гуманистам в те времена удавалось сохранять внутреннюю независимость и, несмотря на видимость разрыва с невежественной и суеверной «чернью», выступать в качестве подлинных выразителей национальных и антифеодальных устремлений народа. Именно в те времена гуманизм обозначился как саморазвивающееся явление.
Теперь рассмотрим это явление в проекции нынешнего времени с приложением его на образование в современной России.
Итак, человек, как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих в стране преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель - ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя.
Образование является частью процесса социализации личности, представляя собой сформированную и целенаправленную передачу накопленного опыта и знаний последующим поколениям, который осуществляется в рамках соответствующих социальных институтов. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.
Гуманистическое же направление в образовании рассматривается как тенденция, требующая свободомыслия и толерантности, отказа от стандартизации и унификации образования, разносторонности его содержания, возрастания роли рефлексивных знаний. В гуманистических теориях и системах воспитания на первое место выходит личность и ее потребности. При таком переносе главных ориентиров в современной системе обучения на индивидуальные особенности учащихся, становится возможным оптимальное раскрытие внутреннего потенциала каждого человека.
Отметим, что, по словам Подласого И.П.: “Гуманизация образования предполагает направление большего внимания интересам, запросам личности, ее нравственному развитию”. Это, несомненно, актуально  на современном этапе развития техногенной цивилизации, ведь особенно остро сейчас стоит вопрос истощения культурных, а значит и духовно-нравственных ценностей. И что, как не достойное природы человека образование, может обеспечить приток свежих сил в борьбу за очищение нынешнего поколения от наносных излишне материализованных взглядов на окружающий мир. 
Теперь необходимо обозначить две психологически содержательные составляющие гуманизации образования, озвученных Баллом Г. А. :
Первая. Удовлетворение базовых потребностей учащихся через создание условий их деятельности, благоприятных в психофизиологическом и социально-психологическом планах, учёт в её организации их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.
Вторая. Раскрытие для учащихся возможностей наполнения их свободы полноценным содержанием через приобщение к культуре в единстве её нормативно-репродуктивных (цивилизационных) и диалогически-творческих составляющих.
“В самом общем социальном смысле на современном этапе воспитание все больше понимается как процесс социализации, приобщения молодежи к высокой культуре социальной самореализации, определяющейся общественно-значимой направленностью интересов и заключающейся в реализации природных и индивидуальных способностей, личностного предназначения, творческого потенциала…"
На взгляд Вострокнутова С. И. “социально-педагогические условия для формирования гуманитарной среды вуза это:
-организация самоуправления и общественной деятельности студентов;
-развитие культуры социальной самореализации студентов;
-совершенствование рефлексивных умений в процессе подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности.”
Необходимо также осознавать, что социально-гуманитарным  наукам принадлежит исключительно большое значение  в  формировании  духовно-нравственных основ, как отдельного гражданина  страны,  так  и  целой  нации. Особенно в период смещения общественных ценностей в материальную область. Ведь отражая  социальную  реальность  с  точки зрения существующих в культуре  традиций,  ценностей  и  идеалов,   социально-гуманитарные теории   предлагают  обществу  различные  мировоззренческие   схемы, обосновывающие  и  объясняющие  каждому  человеку его место в мире и отношение  этого  мира  к  человеку.
По глубокому замечанию Пола Куртца, “нужно развивать высокую мотивацию, быть всегда готовым использовать возможности, предоставляемыми нам жизнью, быть открытыми  новым идеям и опыту и действовать в неизведанных направлениях. Мотивированная личность находит жизнь как таковую интересной и волнующей. Немалое число людей переживают жизнь как бремя. «Она скучна», – говорят они. Они считают свою работу тяжкой обязанностью. Возможно, это просто следствие дефицита мотивации, интенсивности жизни, приверженности к более высоким и более вдохновляющим стремлениям”.
Так же здесь необходимо учесть важный принцип развития образования в гуманистическом направлении, который связан с созданием в вузах благоприятных демократических условий реализации свободы и прав личности для ее развития. Один из решающих компонентов таких условий равноправие и взаимная заинтересованность в развитии всех субъектов обучения в вузе: студентов, преподавателей, учебно-вспомогательного и управленческого персонала. Другой компонент расширение условий взаимодействия этих субъектов за счет разных сфер жизнедеятельности (неформальное общение, спорт, искусство и пр.), открытость вуза в отношении научных, производственных, общественных связей в регионе. Сфера проявлений и развития личности не должна быть ограничена учебными занятиями.
При этом “современно психолого-педагогические науки обладают достаточным инновационным потенциалом и располагают необходимыми инструментами для реализации перехода к личностно-ориентированному обучению”. И это не смотря на то, что “основным препятствием на этом пути на сегодняшний день является отсутствие а) современной учебной литературы и б) дидактических комплексов (обучающих средств), которые бы учитывали личностные особенности и психические различия учащихся”.
Тем не менее Кувакин В.А. утверждает, что “опыт изучения и обобщения теории и практики преподавания современного гуманизма был изложен в учебных пособиях «Основы современного гуманизма» (авторы И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина, М., 2002 г.) и «Гуманизм и гражданское общество» (автор Г.В. Гивишвили).” И что “тем самым были созданы теоретические предпосылки для практической реализации острой потребности остановить моральную деградацию, возродить дух просвещения, заполнить тот вопиющий пробел в воспитательном процессе, который образовался в результате кризиса старых ценностей и отсутствия новых”.
В.В. Сериков же в концепции личностно-ориентрованного образования утверждает необходимость создания условий «для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов образовательного процесса, а не формирование личности с заданными свойствами».
“Таким образом, первая характеристика личностно ориентированного педагогического исследования состоит в том, что в нем исследуется образовательный процесс, специально ориентированный на развитие личностных функций воспитанников. В чем эти функции состоят – в самом общем виде определяет концепция личностно ориентированного образования. Это такие проявления личности, как избирательность, мотивация и обоснование смысла своей жизнедеятельности, рефлексия, ответственность за принимаемые решения и поступки, креативность в личностно-значимых и самореализующих сферах деятельности, автономность поведения, не допускающая любые формы поведения. Эти и другие характеристики личности и выступают как ориентиры в построении образования. Отсюда и его название – личностно ориентированное. Любой вид опыта, который мы передаем воспитаннику в таком образовательном процессе – опыт добывания знаний, решения проблем, поведения в сложных жизненных ситуациях – должен, в конечном счете, обеспечивать опыт быть личностью, т.е. реализовывать указанные выше функции личности.”
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы ученики были хорошими, необходимо делать все, чтобы они хотели быть таковыми, чтобы в них рождался интерес находить удовольствие в хороших, нравственных поступках.
Самое главное приобретение, которое необходимо сделать ученику в период ученичества, - это чувство собственного достоинства, вера в себя, вера в то, что он знает, умеет и может.

Но что же мы имеем по факту попыток соответствующих этим нормам реформ? К сожалению, дело здесь обстоит совсем непросто, поскольку это касается не внешних организационных форм, а самого существа образования, его стратегической линии, затрагивающей самые основы развития демократии в России. Ведь не случайно в условиях авторитаризма в нашей стране достаточно настойчивые "лозунги " приоритета интересов личности были преимущественно декларативными, а намеченные в этом контексте цели в образовании не только не гарантировались на деле, но перекрывались противоположными. Имевшиеся усилия педагогов и ученых в этом направлении чаще всего оставались невостребованными для более широкого применения.
Но, несмотря на очевидность выгодности реформ современного образования по принципу гуманизма для учащихся высших учебных заведений, мы сталкиваемся с сопротивлением и непониманием людей, ведь  “для традиционного сознания выйти на свободу самостоятельного действия бывает труднее всего. Гораздо проще использовать свободу не для чего-то или кого-то, а свободу от чего-то или кого-то. Это объясняет и пассивность, и робость людей всерьез отнестись к рекомендациям современного светского гуманизма. В этом смысле он суров и ничего не обещает, не гарантирует человеку. Но он требует от человека быть «мастером», хозяином самого себя. А такой гуманизм скорее отпугивает, чем притягивает”.
Серьезным поводом для пересмотра принципов функционирования  и основных методик преподавания современного образования является тот факт, что в настоящее время происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни молодежи. Это ограничивает ее возможности уже на старте вхождения во взрослую жизнь, которая все больше включает элементы конкурентной борьбы за социальный статус, являющийся по нынешним представлениям своего рода абсолютом критериев успешности. Такие тенденции легко и наглядно подтверждаются следующими процессами:
         - обостряется демографическая ситуация. Продолжается общее старение населения, вызванное тем, что смертность превышает рождаемость, приводящее к увеличению социальной нагрузки на каждого работающего молодого человека.
         - снижается физическая и психическая дееспособность молодежи. По углубленным оценкам специалистов, здоровыми признаются в области не более 21-22% детей и подростков и всего 36% призывников, т. е. можно говорить о том, что общество приблизилось к уровню патологической пораженности молодежи, за которым неизбежно начинается воспроизводство больных поколений;
— продолжается маргинализация и криминализация молодежной среды. К примеру, для наглядности этого утверждения, 65% преступлений в Московской области совершаются молодежью до 30 лет, из них до 30% несовершеннолетними;
         - несмотря на обилие учебных заведений, отмечается снижение образовательного, профессионально-квалификационного уровня молодежи и возможностей его стабильного и осмысленно ориентированного  повышения.
Именно таким образом происходит ухудшение ряда объективных параметров, характеризующих условия жизни подрастающего поколения. Резкое обострение демографической ситуации, снижение психической и физической дееспособности молодежи, снижение качества ее образовательного и профессионально-квалификационного уровней, продолжающейся процесс криминализации в молодежной среде, деградирующее социальное положение некоторой части молодежи, ее низкие стартовые возможности вызывают множество внутригрупповых, внутрисемейных и межпоколенческих противоречий и конфликтов. Все это требует компенсации ухудшающегося социального статуса молодежи (напрямую связанного с правильным и исторически-актуальным распределением духовных и материальных ценностей в сознании нового поколения)  и ее низких стартовых возможностей, и главную роль в этом реабилитационном процессе может сыграть гуманистический подход в формировании педагогических методик современного образования.
 Нравственное возрождение становится в России всё более насущной задачей. Эта задача, эта потребности вырастает, прежде всего, как потребность физического выживания. Потому что вырождение нравственности – это насилие, убийства, произвол, наркотики, алкоголизм, социально обусловленные болезни, рост числа абортов, снижение рождаемости…
Не стоит закрывать глаза на неприглядную действительность: наш мир образования насыщен технократическим содержанием и авторитаризмом, а меркантильные по сути своей цели образования прививают молодым людям стремление к личным материальным благам в ущерб их духовному развитию.
Гуманная педагогическая мысль, испокон веков сопровождая человечество, напоминает о необходимости воспитания душевных качеств и через них раскрытия высшей личности человека, его неоспоримых талантов, развитого интеллекта, его неповторимости наконец.
Уже сейчас мы имеем шокирующие цифры о реальном положении дел в России, связанные так или иначе с образовательной системой. Например, приблизительно 63% россиян с доходами выше среднего по стране хотели бы, чтобы их дети учились и за границей, предпочтительно в Европейских странах, имеющих вполне гуманизированную форму образования. При этом следует привести приблизительные сравнительные данные, о стоимости образования в разных странах, наглядно демонстрирующих доступность высшего образования в нашей стране:
        -Парижский университет Сорбонна - от 250 до 1000 евро в год (12 - 50 тыс. руб.)
        -Мюнхенский технический университет - около 1200 евро в год (55 тыс. руб.)
        -Берлинский технический университет - около 500 евро в год (25 тыс. руб.)
        -МГИМО - от 118 до 290 тыс. руб. в год.
        -ГУ Высшая Школа Экономики - от 145 до 313 тыс. руб. в год.
 Естественно, это не может не проявить внутреннюю атмосферу и главенствующие тенденции основных приоритетов современного образования.
Более того, по данным доступной статистики мы имеем страшные факты. Министерство внутренних дел РФ провело ежегодную спецоперацию "Образование-2008", в результате которой были возбуждены 217 уголовных дел в отношении 186 руководителей учебных заведений. Всего в ходе операции выявлено 3535 преступлений, в том числе - 1438 по фактам должностных преступлений. Возбуждено 597 уголовных дел по фактам взяточничества. Здесь уместно привести безапелляционное утверждение Пола Куртца, что “всякое образование имеет моральное и этическое измерение и если образование его лишено, то оно не заслуживает называться таковым.” Это ли не свидетельство тому, что нравственный уровень самих педагогических кадров слабо способствует развитию человеческих ценностей в учащихся вузов, что при таком положении дел, последствия в профессиональной сфере обслуживания российского общества будут катастрофическими. Ведь уже сейчас каждый пятый столичный частный медицинский центр ставит своим пациентам заведомо ложные диагнозы, с тем, чтобы потом назначить ненужное, но дорогостоящее лечение. Мы неотвратимо приближаемся к потере исторических основ образования личности, заключенных в первую очередь в духовной принадлежности к собственной культуре и выведенным непосредственно из нее ценностям, о чем можно судить из того факта, что предмет "русская литература" исключен из списка обязательных предметов Единого государственного экзамена. Теперь выпускники средней школы могут сдавать его добровольно. Следовательно, изучение основ гуманитарных дисциплин, по нынешним меркам, не предполагает за собой важности социально-психологических открытий, пусть и выраженных образно, ставящих акценты на моральных ценностях в художественных произведениях Толстого Л.Н., Достоевского Ф.М. и Пушкина А.С.
В более мягкой форме мы находим подтверждение этим данным в статье доктора философских наук Кувакина В. А: “традиционные островки здравого смысла – народное образование и наука – уже почти совсем потеряли инерцию движения, они атакуются дезинформацией СМИ, лженаукой, шарлатанством, мракобесием и всякого рода политической демагогией, они вот-вот переродятся в нечто чуждое бескорыстной истине, духу просвещения, честности и правде. Те островки гражданского общества, которые создавали себя на принципах защиты прав человека, разума, творчества и добра, захлёстываются волнами иррационализма, корысти, равнодушием населения, недоверием и враждебностью государства. Везде мы видим процессы дезинтеграции, перерождения и вырождения, ухода людей в себя или во что-то бесчеловечное само по себе: в борьбу за власть, в самоцельное обогащение, в чёрствую и эгоистичную изоляцию, в равнодушие, в чёрную дыру телеприемника…”
Что же мы имеем, как косвенный результат подобного положения вещей в сфере образования? А вот что: по данным Всемирной организации здравоохранения, 33% подростков в России являются постоянными курильщиками и к совершеннолетию уже страдают хроническими заболеваниями. Ежегодно в России около 30.000 молодых людей гибнут от наркомании. Объём потребляемого героина в России составляет 300 тонн в год. Это ли не результат отсутствия взаимодоверия между преподавателем и учеником, при учете того, что проблема наркомании обсуждается на общественном и образовательном уровне?!
И получается что один из главных принципов гуманизма (“мы верим, что научные открытия и технологии позволяют улучшать жизнь людей”) утвержденный Полом Куртцем бессовестно попран.
“Но человек хочет жить, хочет выявить и реализовать то, что подавляется наличными условиями существования. Жажда правды, добра, справедливости и истины – это почти биологические потребности. Они приобретают такую окраску и готовы так заявить о себе именно тогда, когда подвергаются смертельной угрозе, когда, как кажется, их начинаешь ощущать лишь кончиками пальцев”.

В связи с вышеизложенным гуманизация современного образования в России представляется уже не просто полезной реформой, но скорее остро необходимым средством от разрушительной безнравственности общества, стоящего на грани морального разложения. Последствия бездуховности нынешнего поколения могут быть необратимо разрушительными не только для самого себя, но и для всей нации в целом. Сегодня же, в эти тяжелые для российского общества времена, на образовательных учреждениях лежит ответственный долг воспрепятствовать этому деструктивному процессу, и в этом огромную роль предстоит сыграть именно гуманизации современного образования.



Список литературы:
1. Балл Г.А. Принципы современного гуманизма и психология // Горизонты образования (Севастополь). – 2007. - №3.
2. Балл Г.А. Психология в рациогуманистической перспективе: Избранные работы, К.: Основа, 2006.
3. Вострокнутов Сергей Иванович. Педагогические основы формирования гуманитарной среды высшего учебного заведения.
4.  Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. – М.: ВЛАДОС, 2000.
5. Яковлев П.А. Демографические условия формирования молодёжной политики//Политика молодёжи, 2007
6. Коссов Б.Б. Обобщенность содержания высшего образования как фактор его развития.
7. Иванова В.А. Левина Т.В. Педагогика.
8. Сериков В.В. К методологии исследования проблем личностно  ориентированного образования.
9. Пол Куртц. Утверждения: Жизнь, полная радости и творчества / Под ред. В. Кувакина и А. Круглова. Пер. с англ. В. Кувакин, Е. Новиков. – М.: Рос. гуманист. о-во, 2005.
10. Кувакин В.А. Современные ресурсы гуманизма.
11. Кувакин В.А. Гуманизм как инструмент моральной реконструкции.
12. История всемирной литературы в 9 т. М.: Наука, 1983-… История итальянской литературы.