черновик

Фикке
Когда на город опускаются легкие сумерки, такие обыденные и простые, абсолютно ничего не значащие для каждого из нас, что их можно было бы и не заметить, если бы не странное ощущение незаконченности, возникающее у некоторых утонченных эстетов, где-то, может быть, на окраине или в самом центре происходит событие, меняющее смысл существования двоих из нас. Почему именно в сумерки? Кто знает? Этому существуют миллионы объяснений, и каждый толкователь выбирает наиболее себе удобное, поэтому не стоит так заострять на этом многообразии внимание. Известно только одно: в сумерки всегда происходит что-то вроде обмена судьбами, характерами или манерами, но хуже всего, если поворачиваются жизненные линии и время перестает иметь смысл. Чужие боли и помыслы, желания и возможности вытесняют собственное я жертвы и переворачивают его существование. Те, кто оказался в ненужном месте в ненужное время в сумерки, предпочитают молчать о своих историях. Они бояться новых потрясений, и понимают, что рассказать непосвященным о трагедии одного вечера все равно, что пытаться объяснить зрячему проблемы слепого. Но они не знают, что переживших сумеречный кошмар столько, что вместе мы могли бы открыть тайну странного времени.
Меня зовут Виктория Ток и я одна из тех, кто однажды прикоснулся к чудовищному секрету этого мира. Я хочу рассказать об этом потому что это все-таки следует узнать всем, кто не хочет стать чужим в своей жизни…

Этот вечер должен был быть одним из тех особенно-обыденных вечеров, которые и бывают в жизни каждого простого человека. Почему так? 8 октября, четверг, 5 часов вечера. Чем это время может быть примечательно для простого консультанта из салона автомобилей для покупателей средней руки? Тем, что ровно через час закончиться рабочий день и за скромной девушкой с гордым именем Виктория приедет ее парень, давно собирающийся сделать ей предложение. Один из коллег старательно описывает в ярких красках новый «Nissan» тихому клиенту, а остальные уже заводят давно ставшую традиционной беседу.
-Эй, Миша, ты уже слышал – в субботу снег обещали. Шины не забудь поменять!
-Спасибо, Эмма! Чтобы я без тебя делал?
-Провел лишних пятнадцать минут в интернете. Спасибо в карман не положишь. Лучше в кино своди!
-О как! Ну… Учись, Вика! Вот так на себе и женят! Уроки тебе у Эммы брать надо. Два года уже встречаетесь! В загс когда пойдете?
-Миша, прекрати! – меня уже ужасно достали эти вопросы. Раздражает все-таки. Но сердиться по-настоящему на коллег не могу. Мишка – друг с детского сада и, надо признать, в его словах много правды. Мой парень Стас уже давно должен был сделать мне предложение. Но, увы! Не то что бы…Нет, он человек хороший, но … нерешительный, наверное. Слушая правдивые, но ужасно раздражающие вопросы коллег, я все-таки надеюсь: а вдруг сегодня? Для этого есть причины. Я всегда говорила, что хочу выйти замуж в январе на Рождество. Елка, выходные, праздник, новогоднее чудо, белое платье, свадьба.… Если написать заявление сейчас, то все возможно. Во-вторых, неделю назад я была на дне рождения его мамы. Конечно, Стас давно меня познакомил с родителями, но на их закрытом семейном торжестве я была впервые. А в-третьих, он интересовался, смогу ли я взять отпуск в продолжение январских праздников. Эх, мечтать не вредно! Так о чем там они? Сотрудники, я имею в виду.
-Я ставлю на то, что Вика напишет заявление через неделю!
-Да ну, брось! Не раньше чем через полгода!
-Петь, прекрати, это слишком долго! Уверена, Стас промучает ее меньше месяца. В ноябре, наверное.
БОЖЕ МОЙ! КОГДА ЭТО ВСЕ ЗАКОНЧИТЬСЯ! Только половина шестого! Почему со мной всегда так? Экзамен по вождению сдала с третьего раза. Все зачеты в институте не меньше четырех! Почему я не могу просто нормально выйти замуж? Уф! Вот бы все было…
-Вика! К тебе клиент! Не спи!
О нет! И это тоже мне! Значит, опять задержусь! И я, напялив сверхвежливую улыбку, начинаю старательно стрекотать:
-Здравствуйте, могу я вам чем-нибудь помочь?

Конечно, с работы я выбралась гораздо позже, чем все остальные счастливцы. И, естественно, мне не повезло. Этот ужасный человек, которому вздумалось прийти в салон в самом конце моего рабочего дня, промучил меня почти час, придирчиво осматривая уже не новую модель «Форд»а, но так и ушел, бросив глупое « Я подумаю». Ну, ничего, может, вечер у меня удастся? Уже темнеет. А всего-то восьмое октября. Я выхожу на улицу. Ненавижу это время! Всегда кажется, что пора бежать к окулисту. Вроде все и видно, но как-то не так. Ага, вот и машина Стаса. Сколько он меня ждет? Полчаса? Ну, ладно, у меня же уважительная причина. О, я рассуждаю как школьница, отчитывающаяся перед учителем за прогул. Нет, что-то со мной явно не так. Голова кружиться. А, ну оно и понятно. День сегодня выдался трудный. Ой!!!!
-Вик, с тобой все в порядке?
-А? Что? Кто?
-Вика, тебе явно нужно уйти с этой работы, ты просто с ног валишься!
-А, Стас, привет. Ты меня напугал!
-Привет. Я испугал? Это ты меня напугала. Идешь по улице и вдруг за голову хватаешься, и падать начинаешь.
-Правда? Я падала? Я не заметила.
-Вика, - мой парень стоит рядом, держа меня под локоть, и смотрит так, будто я сбежала из больницы.
-Нет, все в порядке. Просто я немного переутомилась. Клиент, знаешь ли, вредный попался.
-Точно?
-Да!
-Не нравиться мне это.
-Нет, все хорошо, правда.
-Ну, садись.

Знакомое кафе. Кажется, здесь мы и познакомились. На дне рождения моей подруги. Нет, Стас не был в числе гостей, просто сидел за соседним столиком…
-Вик, что заказывать будем?
-Не знаю. Суши, наверное.
-ЧТО?
-Что-то не так?
-Нет, все нормально. Просто я думал ты, как обычно…
-Стас! Я не хочу как обычно!
-Ну, ладно. Может, сегодня правда необычный день?
-Необычный?
-В некоторой степени.
Я правильно думаю? Это те самые слова? Те, которые.… Значит, свадьба будет на Рождество???
-Да, Вика.
-Ой. Я сказала все вслух?

Я, Виктория Константиновна Ток, выхожу замуж!!! Вот так! И мне приятно заметить, что противные споры каждый вечер на работе, а также среди моих подруг закончились и теперь мое главное занятие – организация собственной свадьбы. Я хочу розово-белое платье и красные платья подружкам невесты. А еще большой четырехэтажный торт… И чтобы в церкви все сидели и смотрели, как я счастлива. Я даже специально приглашу Киру, чтобы она лопнула от зависти. Глупо, конечно, но мы досаждаем друг другу с детского сада. Надо же продолжить традицию.
-Вика, прекрати! Откуда такие мысли?
Я опять рассуждаю вслух? Странно, раньше мне говорили, что из меня слова клещами не вытащишь.
-Где ты набралась этих глупостей? Какое розово-белое платье? Ты же никогда не любила этот цвет! – это Рита. Моя подруга еще с первого класса. Она знает меня даже лучше моей родной сестры.
-Но с чего ты это взяла?
-Вика, я тебя умоляю! Ты так морщишься, когда видишь розовые вещи!  И что это за идея с одинаковыми платьями подружек невесты?
-А что? По-моему, это довольно мило.
-Мило??? Тогда почему ты устроила бунт, когда я просила тебя одеть зеленое на своей свадьбе?
-Я? – странно, совсем не помню. А, нет! – но ведь Кира была в зеленом!
-Ну и что? А теперь ты хочешь, чтобы я тоже была как Кира?
-Извини, не подумала. Но красные платья подружек…
-Кстати, ты что, решила устроить венчание? А Стас в курсе? И с чего ты взяла, что в церкви сидят?
-А разве нет? И почему он должен быть против?
-Вика, откуда ты свалилась сегодня? Или нет. Что свалилось на тебя? Сначала розовое платье…
-Розово-белое!
-Хорошо, розово-белое. Потом подружки невесты, венчание, на котором все сидят, как в католической церкви… Тебе не кажется, что ты переработалась?
-Стас сказал то же самое. И мама тоже.
-Тогда это все объясняет. Знаешь, лучше вместо всей этой белиберды съездите в свадебное путешествие.
-А как же церемония?
-А когда ты придавала им значение?
Так. Это что-то новое?
-Рит, а ты ничего не путаешь?
-Что именно?
-Все. Ты говоришь, я ненавижу торжества, розовые платья, венчание.
-Ну, это так и есть. По крайней мере, было до сегодняшнего дня.
-Странно. То платье из каталога в интернете мне показалось очаровательным. И оно было роз… Господи, Рита, что с тобой? – моя подруга смотрит на меня так, будто только что я показала ей крысу и назвала ее кроликом.
-Вика. Ты. Никогда. Ничего. Не. Заказывала. В интернете. Никогда не просматривала каталоги. Никогда не носила розовое.
-Рит, ты что-то путаешь. Этого не может быть.
-Доброе утро, девочки! – Стас, как же ты вовремя!
-Привет, ты уже слышал новости?- опережает меня Рита.
-Нет. Я думаю, Вика мне все расскажет по дороге, - улыбается он.
-Мы поехали, Рит!

Как прошла моя свадьба? «Как ты и хотела с детства». Эту фразу я услышала ото всех. Ее произнесла моя мама, повторила сестра, пробормотал папа, подтвердила Рита, решившая, что наш недавний разговор был лишь следствием моей чрезмерной усталости. Все те люди, которые знают меня много лет, говорили, некоторые даже сквозь слезы (как, например, моя тетя Алиса), о том, как я, должно быть, счастлива.  Свадебная церемония зимой, наряженная елка, мандарины, рождество, подарки, праздник, скромное белое платье.… Как я это все ненавижу! Какая нелепость! Неужели они не понимают, что самое глупое время для свадьбы – зима. Холодно, неживописно, празднование в помещении вместо церемонии в саду. Это глупое платье. Розово-белое было бы гораздо красивее, а подружки невесты в абсолютно разных одеждах, вместо очаровательных красных… И почему в церкви все стояли? И самое главное, я подержала большую часть этих нелепостей! ПОЧЕМУ??? Теперь, когда мне кто-то говорит о теперь уже прошедшей дате, мне хочется убить этого человека.
Как прошло мое свадебное путешествие? Первую часть нашего отпуска мне казалось, что все прекрасно, но потом… Мне стало непонятно, почему Стас удивлялся, когда я отказывалась от эклеров, говорила о поэзии, что было, между прочим, весьма к месту.  Кстати, меня совсем поразило его непонимание, когда я предложила посетить дом-музей Астроид Линдгрен.
-Вика, зачем тебе это?
-Как? Что значит «зачем»? Быть в Швеции и не побывать там, где великая писательница придумывала замечательные сказки!
-Вика, ты же говорила, что ты не очень увлекаешься литературой, - неуверенно начал мой муж.
-Я? Не увлекаюсь литературой? – очень интересно, а чем же я тогда увлекаюсь больше всего в жизни? Но, заметив странное выражение лица Стаса, я пробормотала: ну, не то что бы сильно, но все-таки каждый уважающий себя человек должен  посетить такое место. Хотя бы для общего развития.
-Ну, хорошо.

8 марта. Стас обещал сделать мне сюрприз. И сделал. Знаете какой? Он повел меня на выставку технических новинок! Не то что бы я сильно пришла в восторг, но посмотреть на всякие там новомодные крутые штуки было забавно. Правда, со мной произошел один странный случай. В то время как я разглядывала очередную вещицу, со мной заговорил оказавшийся рядом посетитель.
-Вам нравиться этот новый робот?
-О, да! Мне кажется, он будет очень полезен.
-Вы не представляете как! Он гораздо дешевле и функциональнее предыдущий моделей, поэтому года через три он станет абсолютно доступен для среднего класса.
-Даже так?
-Конечно! Это воистину подарок всем женщинам. Им не потребуется больше готовить, стирать, убирать. Достаточно будет лишь нажать нужные кнопки.
-Правда? В таком случае это действительно чудо! Но, разве спектр его возможностей не ограничен?
-Хороший вопрос! Но у него есть своя система памяти, вы сможете скачивать обновления, как, например, в случае с антивирусом Касперского.
-Великолепно! Надо полагать, вы были в команде разработчиков этой модели?
-Да, я один из них. Роберт Вэсли. А вы, похоже, моя соотечественница.
-Я?
-Да. Вы – американка?
-Я? Нет, что вы, с чего вы взяли?  Я – русская. Виктория Ток.
-Что? Но у вас такой акцент. Я бы сказал вы из Техаса.
-Акцент?
-Вы превосходно говорите по-английски. Вот я и принял вас за американку.
-По-английски? Я никогда не была в Техасе. И у меня всегда в школе были плохие оценки по языкам.
-Что ж, вероятно, у вас был очень строгий учитель. У вас замечательное произношение, Вики. Что ж, мне нужно бежать, приятно было познакомиться, - и Роберт исчез, оставив меня ошарашено смотреть на его изобретение.
Я! Говорю! По-английски! Как американка! Да я ненавидела его в школе! И все мои знания исчерпываются тремя фразами “Hi” , “How’re you?”  и “Bye”. Но я только что говорила на этом языке. НА ЯЗЫКЕ, КОТОРОГО Я НЕ ЗНАЮ, И НИКОГДА НЕ ЗНАЛА!!! Что ж, все бывает!

Когда я рассказала об этом Рите и Стасу, они сочли это удачной шуткой и долго смеялись. А мне захотелось посетить Техас.
20 июня. Я пугаю саму себя. Вчера на работе вместо того, чтобы рассказывать очередному посетителю о возможностях нового «ВМW» я обсуждала с ним  творчество Достоевского. Потом перешла на Блока. А закончили мы Пастернаком. Кстати, Виктор Александрович (клиент)  - поэт. Он обещал мне подарить сборник свих произведений. И машину он тоже приобрел. Сразу. Без всяких «Я подумаю».Когда он ушел, а я, довольно разглядывая только что заключенный договор, собиралась идти на обед, ко мне подошел Миша.
-Ну, Виктория, ты даешь! И когда ты умудрилась восполнить все свои пробелы в школьной программе?
-Объясни?
-Да, ладно. Помниться, Блока ты называла редкой мутью, а однажды страшно рассмешила весь класс заявлением, что Раскольников – царский офицер.
-Все меняется, - бормочу я.
А ведь я действительно не читала ни Достоевского, ни Блока, ни Пастернака! Точно помню. Ни в школе, ни после. Ничего не понимаю. Неужели у меня провалы  в памяти? И я забываю, что я что-то сделала?
25 июля.
Да, у меня точно провалы! Вчера я встретила Риту. Она пригласила меня на свой день рождения. Сказала, что будет отмечать, где всегда. Но, я не помню, где она его всегда празднует. Хуже! Я не знаю когда оно!
27июля.
-Вика, ты просто устала. Конечно, ты помнишь, когда день рождения у Риты.
-Нет.
-Вы дружите с 4 лет. А начиная с 17, она празднует его в «Мистерии» - кофейне своего брата. Ты же знаешь.
-1 августа? – что-то всплывает в памяти.
-Ну, конечно. Я же говорила тебе, все в порядке.
-Спасибо, мам. Я наверно просто устала.
5 сентября.
Нет, я не просто устала. И у меня не провалы в памяти. Я становлюсь другим человеком. Как будто мне в голову залезли и, вынимая мои мозги, постепенно засовывают туда чужие. Временами мне кажется, что все нормально, но частенько я, не помня тех элементарных вещей, которые Виктория Ток знала с рождения, делаю то, о чем раньше и не догадывалась. Я свободно говорю по-английски, понимаю китайский, знаю всех американских президентов и без труда могу отличить настоящее вино от даже самой качественной подделки. Кстати, я постоянно цитирую наизусть отрывки из различных произведений, чего, естественно, раньше не бывало. Зато, я не помню даты рождения родственников, друзей. Не всегда с первого раза получается завести машину. Стас уже запретил мне садиться за руль. Я тайком начала писать стихи, о чем уже узнал мой муж. А что от него скроешь? На работе мне становится все труднее…
6 октября. Я забыла, что мой папа ненавидит зеленые галстуки, подарив ему именно такой на день рождения. Я начинаю забывать русские слова. Временами говорю по-английски. Вчера я не узнала Риту на улице. Сегодня, рассказывая очередному посетителю об автомобиле, я поняла, что не понимаю ничего из того, что говорю. А в завершение всего перепутала капот с багажником. И меня никто не понимает. Рита решила, что я шучу. Мама говорит, что все пройдет. Хотя я слышала, что они тайком обсуждали с папой мои проблемы. Они думают, я переутомляюсь. На работе. А Стас стал чужим человеком,  которого я почти не знаю. Иногда он меня ужасно раздражает.
7 октября.
Сегодня я обратилась к врачу. Он предложил мне регулярные посещения, надеюсь, что это поможет.
8 октября.
-Вик, ты не знаешь кого-нибудь, кто понимает китайский?
-Китайский, а зачем он тебе?
-К этому новому телевизору инструкция только на китайском. Не знаю почему.
-Потому что ты, как всегда, потерял русскую, Стас!
-Возможно.
-Так ты не знаешь, кто мог бы перевести?
-По-моему, легче спросить, кто понимает в технике!
Кажется, я переборщила. Он сейчас обидеться.
-Стас, дай сюда свою инструкцию.
-Держи, ты что-то поймешь.
Так, так, так… Зеленый провод надо подключить сюда, красненький вон в ту… а, нет, в эту дырочку. Желтенький…
-Вика, что ты делаешь?
-Следую инструкции. Вот, все отлично. Работает.
Я включила телевизор. Он действительно заработал.
-Как ты это сделала?
-Почитала, что написано…
-Прекрати надо мной издеваться! Ты ничего не смыслишь в китайском!
-Я знаю китайский! Я учила его в колледже.
-Что? Какой колледж? Насколько я помню, ты сначала окончила школу, а потом пошла в университет. Без всяких колледжей.
-Я? А что я по-твоему делала в Нью-Джерси?
-Вика. Что с тобой? Ты никогда не была в Америке!!!
Ничего не понимаю. Я точно помню, что я жила в штате Техас. Бред, какой-то.
15 октября
Этот доктор мне ничем не помогает. Он задает глупые вопросы. Не ударялась ли я головой? Сколько я работаю? Много ли нервничаю?
Неужели он не может понять? Я приобретаю другую память!! Я забыла о дне рождении моей мамы! Я не помню своих одноклассников! Я ничего не знаю о машинах!
Стас как-то странно на меня смотрит. Меня это пугает.
1 ноября.
Я начала говорить по-русски с ошибками. И думаю по-английски. Временами я не понимаю, о чем говорят вокруг. Я перестала ориентироваться в городе! А мой врач по-прежнему задает глупые вопросы о переутомлении и травмах детства. Какое переутомление! Я уволилась с работы! Рита смотрит на меня как-то странно.
-Рита, что со мной происходит? Я ничего не помню. Я открываю собственный шкаф и не узнаю собственные платья! Я не знаю своих вещей! Меня раздражает моя одежда, комната, я не понимаю Стаса! Я думаю по-английски! Я не знаю города! Я не узнаю людей, которые здороваются со мной на улице. Я точно уверена, что не знакома с большим количеством людей с моей страницы «ВКонтакте»! Я… Зато я ищу… На днях всплыло в голове имя Норман Питбурк. Я нашла его в «Facebook».  Я знаю о нем все, что написано у него на странице. Знаю, что он разбил нос в 15 лет. Но! Он утверждает, что мы не знакомы, и он никогда меня не видел! Рита,  что происходит?!! Ты-то меня понимаешь?
Рита встает со стула, и в ее глазах я читаю ответ.
-Вик, все будет хорошо. Ты только не нервничай. Успокойся, успокойся. Я позвоню Стасу. Мне бежать пора.
3 декабря.
Они считают меня сумасшедшей!!!!!!!! Я поняла. Они все говорят так:
-Все будет хорошо, Вика! Ты только не нервничай!
А я теперь почти не понимаю русского.
10 декабря
Вчера я нашла у Стаса бумаги. Не просто бумаги. Документы. Договор. Прочла. С трудом, но я это сделала! Он хочет отправить меня в клинику. Нет, в психушку!!!
15 декабря.
Я спросила Стаса о тех бумагах. Знаете, что он сказал кроме традиционного «Успокойся»? «Так будет лучше для нас обоих. Для всех!» Я его ненавижу!!!!
20 декабря.
Я не знаю, кто я. Что здесь делаю. Но я знаю когда это началось. В четверг 8 октября прошлого года в сумерки. Я захотела другую себя. И получила. Теперь я никто. Человек с чужим именем и чужим прошлым. Человек, от  которого отреклись те, кому когда-то больше всего верила девушка по имени Виктория Ток. Кто я? Не знаю. Но точно не она! Она умерла. А что мне осталось сделать?

Сообщение из газеты.
«В ночь на Рождество начинающая писательница Вирджиния Кук покончила с собой, выбросившись из окна. Напомним, что последний  ее роман «Прошлое» успел стать бестселлером, однако последующие два рассказа были резко раскритикованы читающим миром. Последние полгода жизни писательница не общалась с близкими, совершала непонятные выходки,в частности говорила по-русски,никогда не изучая этот язык, жаловалась на странные провалы в памяти. Причиной самоубийства могла послужить депрессия, в которой находилась Вирджиния по свидетельству родственников.»