Шахматная новелла

Священник Алексий Тимаков
Слава Богу, шахматы до сих пор пока ещё остаются шахматами,
Несмотря на то, что игра теперь начинается с двадцать четвёртого хода:
Дебюты все известны всем как дважды два, как тайна кем-то раскрытого кода,
И движения все выверены как расстояния между атомами.

Но игра не убита, ибо миттельшпиль изобилует поворотами,
И все неожиданности происходят, когда кто-то применяет новинку.
Даже не ошибка, а маленькая неточность приводят к заминке,
От которой надвигаются неприятности, опасные цейтнотами.

Но именно с этого момента и загорается чудо фантазии:
Мысли роятся, даруя редкие перлы, чтобы фигуры не дали маху –
Лучники на слонах и всадники везут смертный приговор вражескому Шаху,
А пехотинец при поддержке флота стать хочет новым Визирем Азии.

И в поэзии все рифмы давно найдены и помещены в справочники…
Ну как тут избежать повторов, чреватых банальностями и даже пошлостью?
Можно, конечно, придумывать неологизмы, речь расширяя с дотошностью,
С риском пересолить стихотворное поле, превратив его в солончаки.

Лучше, когда поиск – не самоцель, и музыка органично журчит в стихах,
Пусть с ошибками, но адекватная смыслу в по наитию найденных ритмах,
И лёгкие диссонансы тонко звучат как новинки в острых шахматных битвах,
А ты сам, благоговея перед Словом, остаёшься в вечных учениках.

                15.01 – 08.11.10

_____________________________

Некоторые пояснения для тех, кто совсем не знает шахматы.
Задача игры – поразить Короля (Шаха) соперника, объявив ему МАТ (буквально – смерть).
Начало игры, ДЕБЮТ, дающий название той или иной партии (“Сицилианская защита”, “Ферзевый гамбит” и т.д.), сейчас настолько хорошо изучены, что чуть ли не пару десятков ходов мастера играют не задумываясь.
МИТТЕЛЬШПИЛЬ – основная часть игры, когда соперники пытаются удивить друг друга новинками и извлечь пользу, развивая успех.
ЭНДШПИЛЬ – развязка игры, чаще всего проходящая в условиях острого ЦЕЙТНОТА (нехватки времени – даётся определённое время на определённое /чаще всего на 40/ количество ходов).
Шахматная армия состоит из Короля (Шаха), Ферзя (Визиря), двух Ладей (флот, либо крепостные башни), двух Коней (Кавалерия), двух боевых Слонов и восьми Пешек (Пехота).
Пехотинец, дошедший до конечного вражеского поля, может стать любой из высших фигур, включая Ферзя, кроме Короля. Продвижение Пешки в Ферзя способствует его поддержка на своей задней линии собственной Ладьей.
Остальные особенности игры для понимания смысла мною написанного не важны.