Прошлись в Тодорос.. Эфиопский дневник 111. Ч. 3

Гавриил Иваниченко
Многие специалисты стремились как-нибудь попасть в Харрар, посмотреть восточный город, его старинную крепость, базары. К тому же там меньше чувствовалась гипоксия, так как Харрар расположен на высоте около 1500 метров над уровнем моря (на 1000 метров ниже Аддис Абебы). А так же побывать в Дире Даве с её огромными базарами, расположенной недалеко (70 км) от Харрара.

Жаль, что мне так и не удалось как-то организовать жене поездку на пару дней в Харрар!  А сейчас мы с ней были очень рады, что наконец я вернулся из Харрара. Пока я был в командировке, жена мало выходила из дома.  Только в Университет -  на занятия и лекции, или в магазин поблизости. Теперь мы сразу отправились на прогулку по городу.

Мимо нашего дома - «Теклу Деста Билдинг» проходит проспект  Черчилль Роуд (Дорога Черчилля)  - главная улица столицы Эфиопии. Она идёт от вокзала, расположенного в нижней части города, и вверх, к вершине холма, на котором расположено  громадное здание Муниципалитета. 

Мы сразу отправились на прогулку по городу. Попутно  рассказывал о своей поездке в Харрар.  Отвечал на возникавшие многочисленные вопросы. Благодаря неожиданному приезду Советника в Харрар, мне удалось оттуда уехать. И, конечно,  в связи со  стиханием военных действий на Сомалийской границе. Рассказал об эпизоде в аэропорту Ассаба  - канцелярист «напоролся» там прямо на Советника и получил «нагоняй»!  Это развеселило и жену.  Как говорится, и он  получил по заслугам…

Черчилль Роуд шла через весь город -  широкая, ровная и прямая,  с односторонним движением, посредине - газон. На другой стороне улицы, напротив нашего дома,  расположен Национальный Театр.  На Черчилль Роуд  в направлении вверх, по левой стороне расположено круглое красивое здание с громадными круглыми окнами  – Национальный банк.

Вокруг него – железный кованый забор, во дворе – много высоких деревьев, дорожки. По траве там переползает несколько огромных черепах – размером около метра в диаметре.  По правой стороне  – Кинотеатр «Эмбаседор». Возле кино всегда толпа молодёжи - ожидающие киносеанс или вышедшие из зала после его окончания.

Там же остановка такси – белые «Жигули» первой модели, «копейка», с голубой крышей. Между Банком и «Эмбаседор»  - развязка дорог в виде листа клевера.  Ещё выше, на середине расстояния до муниципалитета по левой стороне улицы –  Университет, По правой стороне проспекта – Военное Министерство.

На перекрёстках Черчилль Роуд движение регулируют полицейские. У них на поясе – открытая кобура с револьвером и блестящими латунными патронами в специальном гнезде кобуры. Картина очень яркая, красочная.

Большинство полицейских  знают меня в лицо – ведь они привозили своих жён, детей на приём в Полицейский Госпиталь. Я их осматривал, назначал  микстуры, другое лечение. Некоторым делал в случае необходимости  хирургические операции.  И сейчас они приветливо улыбаются  и провожают нас  взглядом. Полагаю, это в немалой степени помогает нам ходить спокойно, не  опасаясь карманников, которые  незаметно шныряют среди пешеходов и норовят забраться кому-нибудь в карман.

Идём вверх  по  Черчилль Роуд.  Вот слева магазин  «Тодорос». Это государственный продуктовый магазин. Чаще всего мы именно сюда ходим за продуктами. Здесь можно быть абсолютно уверенным в высоком качестве покупаемых продуктов. К тому же – постоянно имеются необходимые  продукты. Покупатели –  в основном  европейцы. Африканцев не очень много.  Цены в «Тодоросе» выше, чем в мелких лавочках и на базаре.  Поэтому очереди нет. Местное население ходит за продуктами на  «Маркато», там – дешевле.   

В мясном отделе мясо – по сортам, как в книге по кулинарии. И цена, конечно, разная – по сортам. Никто не подсовывает под кусок мяса – громадную кость или что-нибудь другое несъедобное.  Кости лежат отдельно, их берут по очень дешёвой цене для приготовления бульона.

Рыба – есть. В основном – нильский окунь, который бывает огромных размеров, до 100 кг и более весом, и сом, тоже больших размеров. Но рыбу покупают  чаще приезжие, европейцы.

В другом отделе – молоко, творог, другие  молочные продукты. Специальный отдел, где продают батоны хлеба, но он бывает не всегда. Лежат специальные блины из зерна «тэф» – инжера. Продаётся очень мелкая крупа из тэфа – из неё получается очень вкусная каша.

В общем – отделы в магазине обычные. Вино и водку мы не покупаем здесь. В магазине Посольства можно купить водку, перцовку, финское пиво в металлических банках. Кроме этого, в «Тодоросе»  есть  отдел, в котором продают различные товары ширпотреба.

Вот и сейчас мы прошли по магазину – купили мясо, молочные продукты, хлеб. Нагрузили всё в мой видавший виды портфель, прошедший со мной уже две командировки в эфиопские провинции. С  портфелем – удобно.  Не видно, что в нём лежит и прилично идти без кульков и свёртков.

По дороге домой купили у разносчика овощи, которые  здесь привозные – из провинций, расположенных в нижних регионах, в долинах. Там  жарко и нет гипоксии – растут бананы, ананасы, авокадо, манго, картофель, помидоры. Всё это везут издалека, за сотни километров, поэтому цены на всё  высокие. Апельсины и бананы – дороже чем в Москве.  Кокосовых орехов нет, их не привозят, и  в Эфиопии, говорят,  их не выращивают.
 
 Нагрузившись продуктами, вернулись домой. Включили привезенный мной из командировки «Панасоник».  Послушали Москву.   Давно не слушали новости.  Потом поставили  кассету и стали готовить пищу под мелодии кассет, записанных в Харраре буквально на бегу Татьяной Косьминой. Спасибо ей!