Нужны ли критические рецензии?

Ваша Лена
Да, нужны. Критика необходима на литературном сайте. Обоснованная, конкретная и корректная, без элементов агрессии, без желания "подкусить" и уколоть.

Но такая критика нужна не всем и не всегда. Ни для кого не секрет, что на вершине нашего обожаемого  рейтинга - красуются стихи не лучшего качества и содержания. Часто откровенно слабые, иногда - безобразно безграмотные. Путь на заветную вершину прост и доступен каждому - пиши ежеминутно хвалебные отзывы ( читать  то, на что пишешь - не стоит, т.к. теряется время), льсти изо всех сил - и благодарный автор ответит тебе тем же. Чем больше рецензий с оценкой "понравилось" - тем скорее расхваленная поделка взлетит вверх, теша душу и тщеславие автора.
Меня это положение вещей даже не очень возмущало - ну, играются люди, радуются такому пустячку - ну и пусть, в жизни должна быть радость, хоть и виртуальная.
Но в последнее время я заметила следующее, весьма неприглядное явление.
"Зашла" на днях в стих, привлеченная обилием сладких и восторженных отзывов. Стих был не только коряв и малочитабелен, с позорной рифмой и скудным, примитивным содержанием. Автор не знал элементарных правил письма, путался в прошедшем и будущем времени, нагромоздил кучу нелепых красивостей, бессмысленных и смешных, был в больших неладах с русским языком, не отличая активных глаголов от пассивных и в результате состряпал такого стихотворного уродца, который мог вызвать только жалость, но никак не восторг. Рецензенты, между тем, захлебывались от комплиментов и похвалы, а автор скромно благодарила.
Я решила ей помочь и разобрала несколько "ляпов" - которые уж слишком бросались в глаза. Объяснила - почему так, а не иначе, и как надо, и в чем ошибка и пожелала успеха.
Очень скоро моя рецензия с ее странички исчезла и я решила - ну и ладно, пиши безграмотно, если не хочешь учиться. И забыла об этой истории.
Но на следующий день увидела следующее - стих полностью преобразился. Автор внимательно изучила мои замечания и по каждому провела редактирование. Стих изменился на 100 процентов. Нельзя сказать, что автор переработала свое произведение очень хорошо - для этого нужно, все же, владение языком, ритмом и рифмой. Но все указанные мной ляпы - исчезли.

Итак, что получилось - автор воспользовалась моей критикой, убрав ее со страницы.

Я всегда считала ( и продолжаю считать) - если кому-то мое знание пошло на пользу - я рада этому. Если моя подсказка улучшила чей-то стих, хоть одну фразу, хоть одно слово - я тоже рада и не надо мне ни благодарности, ни упоминания.
Но эта история "пахла" как-то неприятно. Хитростью, лживостью, лицемерием - вкупе с малограмотностью и амбициями.
Наблюдала и похожие случаи - рецензент поправил несколько фраз в переводной статье, автор изменил текст, согласно поправкам, при этом обиженно "обтявкал" рецензента и ( само собой разумеется) удалил его рецензию со страницы.
Если раньше я всегда была против критиков и на стороне рейтингистов и графоманов - сейчас хочу сказать - уважаемые критики - знайте, кому подсказываете и помогаете. И - задумайтесь - а стоит ли он того? И если нет - не пишите никаких критических отзывов. Пусть "гений" барахтается в болоте собственного невежества, не видя своих ошибок и вызывая у мало-мальски начитанного читателя тихую насмешку.