Красив ли мефистофель?

Родион Часовников
Нередко произведения искусства наделяются своего рода непогрешимостью, мистической неприкосновеннос­тью. Едва ли не к любому результату творческих усилий человека применяется словосочетание "великое искусство". Особенно это касается музыкальных произведений, живописи и кино. С литературой сложнее: банальная ма­лограмотность видна многим, да и элементарное чувство слова в крови у каждого от природы. Поэтому "черный квадрат» Малевича принято считать шедевром изобразительного искусства, а слово "четырехугольник" не приня­то считать гениальным стихотворением.

Изощренность, новизна или оригинальность - это еще не признаки таланта. За обилием приемов и символов может оказаться и болезнь, и пустота, и беспомощное метание души. Не поиск, а именно метание, лишенное ориентиров и позитивного содержания. Поэтому кроме школы, жанра, художественного языка и т.п. в произведе­ниях искусства следует анализировать их нравственный смысл. Это можно и нужно делать потому, что красота и эстетика тесно связаны с нравственностью и этикой. Не только от профессионализма, но и от того, какое мировоз­зрение, какую идеологию, какое чувство и какой призыв заложит автор в свое произведение, зависит - будет ли оно красивым. Красота объективна и по форме, и по содержанию, а значит возможно критическое отношение к произведениям искусства!

Во-первых, существуют математические законы гармо­нии, нарушение которых делает произведение некраси­вым, негармоничным, непропорциональным, т.е. урод­ливым. Но это всего лишь один из самых элементарных, поверхностных критериев. Во-вторых, добро и красота, происходящие от одного Творца – Бога – тесно взаимо­связаны. То есть добро - красиво, зло - уродливо, и по-другому быть не может! Только согласившись с этим тезисом можно признать искусство культурно и нравст­венно созидающим, воспитывающим. Иначе, приведя ре­бенка в музей, мы рискуем научить его дурному. Так иногда и случается вследствие некритического отношения к искусству, которое отражает нравственное состояние художника. Если направление его исканий добродетель­но - результат творчества будет окрашен положительно. И наоборот, если художник, писатель, композитор или философ развращен и его помыслы нечисты, то энергия его развращенности отразится в произведении, которое, даже если и создано талантливо, будет (одновременно): некрасиво, безнравственно, разрушительно и лживо, ибо, где нет красоты и доброты, там нет и истины.

Зло основано на лжи. Это очевидно не только в области искусства, но и в области философии, социологии или, скажем, психологии. Так, например, психоанализ Фрейда интересен, но лжив, а вместе с тем и уродлив. Лжив, потому что все желания и устремления человека, его мысли и поступки объясняются, мягко говоря, приземленно. Фактически предпринята попытка перечеркнуть ду­ховную природу, высокие искания и проявления души. Это клевета на человека, сотворенного по образу Божиему. Поэтому измышления Фрейда неэтичны и неэстетичны.

Современная массовая культура - это не только мощ­нейшее оружие против традиций, эстетики, памяти наро­да; это еще и олицетворение нравственного тупика авто­ров, знак деградации их сознания и психики. И здесь уже неуместно либерально-демагогическое заявление "о вку­сах не спорят". Чувство вкуса у человека или есть, или его нет. Оно может быть развито или недоразвито, а может быть и извращено. Красота при этом останется красотой, а уродство - уродством, белое останется белым, а чер­ное - черным. Невежество, слабоумие, пошлость, развра­щенность - объективны и заметны трезвому наблюдате­лю...

продолжение здесь: http://www.hrono.info/statii/2010/chas_mefi.php