Зачатьевский монастырь в Москве

Георгий Асеев
ИЗ   СЕРИИ   "АФОРИЗМЫ": БОЛЬШЕ  ХРАМОВ   -   МЕНЬШЕ ХАМОВ!

       Теолог Григорий Исаев выступит на XI Международной научной конференции «Икона в русской словесности и культуре» (посвящается 70-летию д.ф.н., профессора В.В. Лепахина) с докладом на тему: «Икона Божией Матери «Милостивая» в московском Зачатьевском монастыре как пример иконографического типа «Елеуса» («Умиление»)». Зачатьевском монастыре как пример иконографического типа «Елеуса» («Умиление»)».

       Россия, как и Византия, исторически принадлежит к христианской цивилизации, определяющей культуру как воплощённую жизнедеятельность Святого Духа. Культура всегда имеет характер проповеди культа духовных начал: либо светлых — созидающих, либо тёмных — разрушающих людские души. Язык, вера, история, культура и природа формируют особенности национального склада личности.
       Цель христианского искусства — узреть Небесное в земной юдоли и преобразить человечество Светом Истины Христовой. Облагодатствованный (харизматичный) иконописец наставляется Святым Духом на всякую правду и одаривается Им сакраментальным интуитивным «чутьём» того, что Иисус Христос — Воплощённая Божественная Любовь — есть Путь, Жизнь, Истина. Высшее творчество человека — подлинное искусство — это свободное самобытное созидание (обожение) своей личности. Прочувствованная мысль иконописца, облачённая в материальную форму и уподобляющая человека Создателю, есть творение его духа. Русская икона есть истинная красота, носящая образ совершенной благодатной простоты.
      Центральная идея русской иконописи — соборная иерархичность мироздания, где всякое творение имеет Богоданный смысл бытия. Между почитанием святых и почитанием икон существует органическая связь. Самый смысл иконы состоит в том, чтобы показывать нам наследников Царствия Божия, начатками которого они и являются уже в своей земной жизни. Икона есть образ человека, в котором реально пребывает всё освящающая благодать Духа Святого. Икона не изображает Божество. Она указывает на причастие человека к божественной жизни.
      Православная Церковь утверждает кровную связь Богородицы с падшим человечеством, несущим последствия первородного греха; Церковь не выделяет Её из потомства Адамова. Но вместе с тем Ее благодатное достоинство Матери Божией, личное совершенство и высшая степень достигнутой Ею святости объясняют исключительное почитание Матери Божией. Из всего рода человеческого Пречистая Дева Мария первая достигла той цели, которая поставлена перед всеми людьми, — полного преображения всего человеческого естества. Царица Небесная, скорая Помощница и Заступница — единственная из всех сотворенных существ уже переступила грань, отделяющую время от вечности, и находится теперь в Царствии Небесном, наступление которого ожидает Церковь после Второго Пришествия Христова. «Бога невместимаго вместившая», «истинно Матерь Божия», — так торжественно провозгласил IV Вселенский Собор (Ефес, 431 г.). Пречистая Дева вместе с Христом правит судьбами мира. Характерным для византийской иконографии библейским символом Домостроительства спасения в Церкви Христовой является образ Богоматери с Богомладенцем на руках, предреченной и воспетой ещё ветхозаветными праведниками. 
      Иконы Богородицы традиционно занимают в православной церкви особое место и отличаются разнообразием иконографических типов: «Елеуса» («Умиление»), «Одигитрия» («Путеводительница») и «Оранта» («Молящаяся»). Икона Божией Матери «Милостивая» принадлежит к типу «Елеуса» (что означает по-гречески «источник милосердия»), характерной особенностью последнего является соприкосновение ликов Богородицы и Спасителя, символизирующее безграничную материнскую любовь: «Всё упование наше на Тя возлагаем, Мати Божия, и в скорбех наших к святей иконе Твоей усердно притекаем, чающее от нея утешение благодатное получити, Твоим милостивым к нам участием, Всеблагая» (Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Милостивая», икос 8).
       Первые иконы Божией Матери церковное Предание приписывает святому евангелисту Луке, написавшему после Пятидесятницы несколько образов: один из которых принадлежал к типу, называемому «Умиление», изображающему взаимное ласкание Богоматери и Младенца.
       Духовным средоточием жизни Московского Зачатьевского женского ставропигиального монастыря (расположенного по адресу: 2-й Зачатьевский переулок, 2) является образ Божией Матери «Милостивая». Монастырь, основанный в 1360 г. митрополитом Московским, святителем Алексием I     (1293 – 1378) по желанию его сестёр – преподобных Иулиании и Евпраксии, был закрыт в 1920-х годах и вновь утверждён в 1995 г. по благословению святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II (1929 – 2008). Ныне обитель полностью восстановлена, здесь существует богадельня для престарелых монахинь, работают пошивочная и иконописная мастерские, издательство, просфорня и пекарня. Монастырское предание связывает чудотворную богородичную икону Зачатьевского монастыря с образом Богоматери «Милостивая-Киккская».
       Остановимся чуть подробнее на истории этой чудотворной иконы, именуемой так по месту пребывания на Кипре — горе Киккос, находящейся на северо-западной стороне острова. Евангелист Лука послал икону Божией Матери в числе прочих в Египет для укрепления веры местных христиан, где и пребывал образ до 980 г. В связи с иконоборческими гонениями икона «Милостивая» была перевезена столицу Византийской империи — Константинополь. В бытописаниях Киккского монастыря зафиксированы многие чудеса, явленные от иконы, в числе которых дарование детей бесплодным родителям, прекращение эпидемий. К окладу иконы прикреплена кисть руки, выполненная из железа. Это память о том, как некий мавр дерзнул ударить икону Богородицы и его рука тут же была парализована.
       В древнейшей московской женской обители, в соборе в честь Рождества Пресвятой Богородицы хранится чудотворный список XVIII века иконы Божией Матери «Милостивая». Оклад иконы обрамляет лик Богородицы так, что видно левое ушко, в связи с этим в народе укрепилось название образа «Услышательница». По четвергам при стечении множества богомольцев перед ним совершается особое умилительное богослужение — Параклис, с пением молебного канона Пресвятой Богородице и акафиста. К этой иконе в прекрасно воссозданный в русском стиле соборный храм приходят молиться о даровании потомства бесплодные пары со всех концов земли, ибо само монастырское название «Зачатьевский» вселяет в людях надежду.
       В течение многих лет значимые события монастырской жизни совершаются 25 ноября — в день празднования иконы Божией Матери «Милостивая», что несомненно свидетельствует о попечении Царицы Небесной о месте сем. В этот день, по предстательству Небесной Игумении обители — Пресвятой Богородицы в 1999 г. в монастырь была возвращена её чудотворная икона «Милостивая» из храма Пророка Илии в Обыденском переулке, где она бережно хранилась с 1923 года; а в 2010 г. — в год празднования 650-летнего юбилея Зачатьевского монастыря — состоялись великое освящение воссозданного монастырского собора и первая Божественная Литургия, которые возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении десяти архиереев, двое из которых представляли Кипрскую и Александрийскую Поместные Церкви.
Кондак Божией Матери пред иконой Ее «Милостивая», глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

       Величание:
Величаем Тя, / Пресвятая Дево, / Богоизбранная Отроковице, / и чтим образ Твой святый, / имже точиши исцеления / всем с верою притекающим.

В редакции от 26 марта 2015 года, Москва