Интервью со мной на портале Елисеевские чтения

Оксана Кукол
- Оксана, Вы являетесь профессиональным художником, членом Творческого Союза Художников России с 2003 г. Скажите, как Вы пришли к иконописи?

- Здесь всё просто. Имея базовое художественное образование, и будучи при этом верующим человеком, захотела испытать свои силы в иконописании. Для этого училась на Высших православных педагогических курсах (ныне Православный гуманитарный институт "Со-действие"), где дают серьёзную богословскую и иконописную подготовку.

 
- Есть ли различие в работе над картиной и иконописью?

- Безусловно есть. Прежде всего, это совершенно другая степень ответственности за дело рук своих. Работа всегда идёт на максимуме возможностей, иконописец никогда не перестаёт учиться, расти, совершенствовать своё мастерство. Иначе легко можно опуститься до профанации, стать серийным "матрёшечником".

 
- Сейчас можно видеть иконы, написанные в различных техниках. Вы придерживаетесь традиционной иконописной техники. С чем это связано?

- В душе я неисправимый ортодокс, поэтому не хочу менять традиционные материалы на позднейшие инновации. К тому же, звучность натуральных минеральных красителей превосходит по силе любые химические аналоги. Традиционные иконы тёплые, светоносные, кристаллическая структура минералов отражает и усиливает свет. Зная это, древние иконописцы широко использовали в работе киноварь, аурипигмент, реальгар, особенно для письма ликов.

 
- Оксана, Вы пишете яичной темперой. Масляная краска же более податливая, и ей, наверное, удобнее было бы писать. Почему Вы все-таки отдаете предпочтение яичной темпере?

- Если мы посмотрим на прекрасные живописные работы Боттичелли, хотя бы на его известнейшую картину "Аллегория Весны", написанную в 1480 году, то обнаружим, что сделана она традиционной темперой на дереве, а совсем не маслом на холсте. Мастер добивается потрясающего эффекта в изображении прозрачных невесомых одежд, и достигается это не сразу, а наложением множества тонких слоёв - лессировок. Точно так же, лессировочно, пишутся тела, волосы, ткани... А теперь посмотрим на иконы Андрея Рублёва, на его Спаса. Те же самые тончайшие лессировки... Думаю, нужно учиться использовать возможности темперы, потому что они поистине безграничны.

 
- Русская икона органично связана многими нитями преемственности с византийским искусством. В иконописном рисунке Вы следуете русско-византийским традициям XII-XVI веков. Вам это направление более близко?

- Более чем близко, если учесть, что моя прабабушка была гречанкой. Гены...:))) А если серьёзно, икона как эстетический феномен появляется в IX-X веках. До тех пор это была позднеантичная живопись на христианскую тематику. После XVI века на Россию оказывалось сильное европейское влияние, что не могло не отразиться на внешней, обрядовой стороне церковной жизни. Стали появляться живописные изображения в храмах, преподносимые как некое благое новаторство. Духовность иконы подменялась душевностью и телесностью, т.е., изображения стали "ниже рангом". Вроде и иконы, да уже не те... Никто не будет спорить, что вдохновенные мелодии Моцарта - не то же самое, что эстрадные попсовые мотивы. Хотя, казалось бы, и то и другое - музыка...

 
- Вы назвали икону Ангела Хранителя (2005 г.) своей любимой работой. Расскажите, пожалуйста, о ней.

- У каждого художника бывают моменты чистого вдохновения, озарения, во время которых закладывается основа наиболее значимых для него работ. С Ангелом было примерно то же самое. Но озарение озарением, а создание образа растянулось на два года. То есть, были долгие недели размышлений, набросков, было анализировано громадное количество иконографических источников; определялись такие моменты, как одежда, постановка ног Ангела, надписи на греческом, атрибутика, колорит. Долгий труд порадовал результатом. За несколько последующих лет я сделала четыре списка со своей иконы для разных людей. Но первый образ, конечно, самый дорогой.

 
- Ваши иконы словно излучают свет. Как Вам удается достигнуть этого?

- Видимо потому, что стараюсь работать в традиции, многослойно, лессировками.

 
- Сейчас появляются объемные изображения икон с передачей светотени. Некоторые люди очень хорошо о них отзываются, заказывают их изготовление. Им нравится, что «они как живые», они говорят, что у такой иконы молиться будет проще. Как Вы к этому относитесь?

- На самом деле, византийская икона предельно реалистична. Она показывает нам святых в их нынешнем состоянии, в состоянии преображения плоти, в славе. Свет не падает на лик, свет исходит от лика, и в этом - достоверность изображения. "Живые" светотеневые картинки скорее иллюстрируют представление художника о том, каким был святой во время своей земной жизни. С этих позиций они гораздо более фантазийны, чем традиционные иконы.

 
- Сегодня многие мастера изготавливают иконы в различных техниках. Есть ли какие-то правила, которые нужно обязательно соблюдать в такой работе?

- Икона - это очень жёсткая графика. Необходимо быть грамотным рисовальщиком, прежде всего. Следует понимать пропорции тела, знать анатомию. Не случайно в иконописных артелях главным человеком был "знаменщик", который размечал графику изображений. Если бездумно копировать прориси, неизбежны искажения. Надо понимать законы иконописного рисунка, это очень важно.


- Что бы Вы могли посоветовать начинающим иконописцам и мастерам, изготавливающим иконы?

- Советовать ничего не буду. Каждый работает в свою меру. Но эта мера может и должна расти. Бог в помощь.

 
- Чего вы хотели бы пожелать порталу «Елисеевские чтения» и его читателям?

- Организаторам и читателям портала хочу пожелать того же, чего и себе, наверное. Спасения души.

24.11.2010
На изображении: Спаситель. 15 х 21 см. Доска, левкас / золото, яичная темпера. 2007 г.
При перепечатке ссылка на автора обязательна.