Которые чего-нибудь стоят

Лазарь Лисинкер
И в старый-престарый прабабкин ларец
Был каждый припрятать готов
Не ветошь давно отзвеневших колец,
А СТРОЧКИ ЛЮБИМЫХ СТИХОВ. А.Галич
               
 

   Стихи, которые чего-нибудь стоят, запоминаются сами по себе, а которые не запоминаются, увы, - ничего не стоят. (Просьба соблюдать полное спокойствие, никаких претензий на объективность здесь нет). Да, и вообще, оживают стихи только тогда, когда строчки любимых стихов приходят к читателю время от времени, теснятся в голове и просятся на волю.

              ...............

Господи! Да отчего же грустно-то так?
Вот осока. Вот гречиха. Вот вам лебеди.
Чьё-то платье на рябиновых кустах,
По которому рябины те и бредили.

              ..................

 

Светает. Грусть. Колокола.
Калитки. Катер. Воскресенье.
Пожар на Плановой. Туман. Недоуменье.
Начальный бежевый трамвай.
Хрустальны рельсы, сини, дальни,
Речные русские купальни --
Белила, охра, киноварь.

              ...................

Батюшки-светы, сватья Ермиловна
Осень кидается в речку Сартык
Кони колхозные имени Кирова
Стиснули конские рты.

     Что рассказать? Возле почты лыва
     В лыве -- корабль да пух петуха.
     Жизнь поутихла, лицо заломила
     В согнутый локоть стиха.

Цвет от берёзы, рябины да клёна
Бьёт и целует глаза пастуха
Девушка в церкви хрипит потаённо:
- Господи, чем я плоха?

На перевозе гладкие воды.
Холодно. Плакать хочу.
Всё под рукою -- полёт и патроны,
А убивать не хочу.

Завтра -- десятое августа.
Осень. Осень?
Да, нет же. Да осень же. Да.
Или почудилось вслед:
.................. и понеже
.......сильно,  пресильно
..................... всегда.

   Это стихи А.Денисенко (Новосибирск). Услышал их, случайно оказавшись на литературном объединении под эгидой И.Фонякова. Больше четверти века прошло, а строчки привязались, не отпускают.

Значит, созвучны.

А стихи, пожалуй, что надо. И, похоже, поэтический дар у А.Денисенко от Бога.

    Но запоминается не только созвучное,  неожиданное запоминается с такой же силой. Ну кто обращает внимание на то и дело слетающее с губ  человека проходное словечко "господи" ?  А теперь посмотрите, какой гранью повернул эту житейскую ситуацию Поэт:

 

Образ твой мучительный и зыбкий
Я не мог в тумане осязать               
Господи! - сказал я по ошибке             
Сам того не думая сказать

Божье имя, как большая птица      
Вылетело из моей груди               
Впереди густой туман клубится               
И пустая клетка позади

              / О.Мандельштам, 1912г. /

  Поневоле возвращаешься к бесстрастной, протокольной последней строке:

И пустая клетка позади. 

    То-есть, Божье имя вылетело из моей груди, а наше бренное тело -- не более чем ПУСТАЯ КЛЕТКА.   Вот и приехали.   Однако, современного человека так просто не возьмёшь.  Обязательно отшутится, дескать, Бог оставил меня, но не надолго.  А вот ещё у Мандельштама  прямо как будто про нашу колобковую сущность ("я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл ...)


Влажный воздух прозрачен и гулок
Хорошо и не страшно в лесу.
Тихий крест одиноких прогулок
Я послушно опять понесу

И опять к равнодушной отчизне
Дикой уткой взовьётся упрёк
Я участвую в сумрачной жизни,
 Где один к одному одинок  /  1911 /

    Где один к одному одинок. Ну, не хотят и не могут хорошие, я бы даже сказал -- нормальные люди быть вместе, ладить друг с другом. Помнится, Лев Толстой в романе "Война и мир" писал о том, что плохие люди очень легко сбиваются в стаи? Так что у хороших людей просто нет выбора.  Чтобы выжить, надо снова и снова находить алгоритм объединения.

     Что же до поэтов, то они так же как и мы, грешные, жалуются, тоскуют, бродят неприкаянные.  Пока не натолкнутся на мелодию, ритм, который от Бога. Потому и приводят в восторг будущего читателя. И возвращается на место Божье имя (помните, которое "вылетело из моей груди"). И "пустая клетка" заполняется по образу и подобию.

   А рынок вокруг, или социализм с человеческим лицом или закат какой-нибудь Римской империи. Какое нам до этого  дело?

   Всегда были поэты, к которым время от времени прикасалось Божество. И тогда рождались у них строки в Молитву. А наше дело маленькое:

         найти,  запомнить,   показать.

         Л.Лисинкер, Новосибирск,  июнь  август 2008,   

 ---------

   А на фото, что начинает эту подборку - г.Белуха, что на Алтае, как эталон того, что совершила природа. А сочинители стихов могут только стремиться к такой красоте и величию.

  контакт:  lisinkerls@mail.ru

---------------------------------------------------

 Этот материал, было дело, размещён на  pereplet.ru пару лет тому назад.

  http://www.pereplet.ru/text/lisinker20sep08.html

  Далее - некоторые отклики, которые заслуживают внимания. Переплет.ру - литературный портал. С замечаниями выступают рассказчики, сочинители стихов.

----------

  2008-23-сентября   
              В. Эйснер
 
- Какая ёмкая стаья! Сколько в ней чувства, сердца, любви к Слову, даденному нам Всевышним!

Жаль, что такая короткая. Только разогнался и отплыл вглубь. - вота тебе бережок!

Я выписал для себя: "Что же до поэтов, то они так же как и мы, грешные, жалуются, тоскуют, бродят неприкаянные. Пока не натолкнутся на мелодию, ритм, который от Бога.

Потому и приводят в восторг будущего читателя. И возвращается на место Божье имя (помните, которое "вылетело из моей груди"). И "пустая клетка" заполняется по образу и подобию.

А рынок вокруг, или социализм с человеческим лицом или закат какой-нибудь Римской империи. Какое нам до этого дело?

Всегда были поэты, к которым время от времени прикасалось Божество. И тогда рождались у них строки в Молитву. А наше дело маленькое: найти, запомнить, показать."

------------------

  Скорее всего, В.Э. немного перебрал с положительной оценкой материала. Но это бог с ним. Главное, что его задело высказывание о строках в Молитву, которые возникают у поэта случайно, вдруг,  КОГДА НЕОЖИДАННО ОТКРОЕТСЯ КАНАЛ СВЯЗИ с ...

  Далее - пару-тройку фрагментов из материала в подборке, который иногда находил отклик:

------------------

- Всем, кто любит ПОЭЗИЮ, а не РАЗБОРКИ.

  Внимательно перечитал десятки высказываний в

  ДК (дискус. клуб) портала  pereplet.ru

  о качестве поэтического материала, выложенного на портале. Увы, вместо попыток анализа, желания поделиться востогром по поводу удачных строк, метафор, ... Вместо уважительного разбора, очень часто РАЗБОРКИ и выяснения отношений.

И тогда "ГУСЕНИЦЫ НЕНАВИСТИ УТЮЖАТ" и наших и ваших.

Мне кажется, что это перебор. Ведь даже бизнесмены уже давно договорились - НИЧЕГО ЛИЧНОГО. Только по делу. Так любителям поэзии сам Бог велел, не правда ли?

     А тогда несколько слов по делу.

   Мы – люди книжной цивилизации, но сотни тысяч, миллионы книг, которые лежат на полках, никого не трогают, они мертвы. Только через Живую Душу, которая выбирает из этого книжного моря сокровенные строки, только через читателя, который пережил потрясение и спешит поделиться с нами, мы подключаемся к чему-то ВЫСОКОМУ. Поэтому не уставайте спрашивать у своих знакомых и друзей:

        «Что тебя потрясло намедни, приятель?!»

   Для меня, как читателя, важен простой и ясный критерий: хочется снова и снова перечитывать строки или одномоментного прочтения достаточно. И если строки заманивают волшебной магией, значит, имеем дело с отборным зерном самой высокой пробы. Ну, например, из серии «Всемирная библиотека поэзии» книга Анна Ахматова, изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1997. Что касается женской лирики, то это всё мимо меня. Но вдруг попался стих на библейскую тему:

Кого когда-то называли люди
Царём в насмешку, Богом в самом деле,
Кто был убит и чьё орудье пытки
Согрето теплотой моей груди…

Вкусили смерть свидетели Христовы,
И сплетницы-старухи и солдаты,
И прокуратор Рима – все прошли.

Там, где когда-то возвышалась арка.
Где море билось, где чернел утёс, -
Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой
И с запахом бессмертных роз.

Ржавеет золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное слово.

     И это, что называется, - выстрелило. Потому что такие стихи невозможно забыть. Это вам не любовь-морковь. Во-первых «чьё орудье пытки, согрето теплотой моей груди», - так сказать про крест не каждому дано. Ну, и про «печаль» и «царственное слово» – тоже не слабо!

   / г.Нов - ск, 01 окт 2008 /

------------
 
  2008-01-октября
 
Сергей Герман:
   
- Как верно сказано"ГУСЕНИЦЫ НЕНАВИСТИ УТЮЖАТ" и наших и ваших. Абсолютно согласен со всем написаным. Не должно быть ничего личного, предлагаю склочников-на рею. И стихи, просто чудо как хороши, за каждодневной суетой давно уже не слышал таких проникновенных и до боли искренних слов. Спасибо, что нашёлся здравый человек.

---------------
 
  2008-02-октября
 
Л.Лисинкер   
- Уходящего лета день

   Очень рад, что намечается понимание. И буквально ещё один фрагмент в тему "встречи с осенью", с попыткой понять другого человека, которая предполагает некий минимальный уровень уважения и, говоря по-советски, - интеллигентности.

  Понятно, что интеллигентность – устаревшее понятие сегодня, и находиться в обществе интеллигентов более получаса тяжеловато и набивает оскомину. Если человек пишет стихи или сочиняет песни, то, как правило, его переполняет, и на слушателя опрокидывается нескончаемый дождь самопальной продукции. Но иногда, очень и очень редко ... выпадают неплохие толковые строчки, которые, если и напечатаны, то никто их не видел. А строчки иногда живые, свежие:

Не кричи в лесу, не кричи
Только зря тишину пугаешь.
Непотерянное не ищи,
А не то – и впрямь потеряешь.

Уходящего лета день
Прополоскано небо в синьке
Невесомая, словно тень,
На лицо легла паутинка.

Я тебе показать боюсь
И скрываю под сенью веток
Что в глазах моих стынет грусть
Словно отзвук бабьего лета.

(Стихи Е.Данильченковой, г.Нов-ск).

  Это стихи об ускользающей любви. Любовь ускользает незаметно. Ещё вчера она была, а нынче, - помните: "все жаворонки нынче вороны".

Так и с интеллигентностью. Ещё вчера была. ...

   Кто знает, может эти бесхитростные, наивные стихи помогут некоторым пока не оступившимся интеллигентам. Потому как интеллигентность невесомая, словно тень, оказывается, может исчезать, как уходящего лета день.

  Что и наблюдается весьма часто сегодня. /02 окт 2008, Н - ск/
 
--------------------------------------------------------

  Вот и поговорили.  Два человека - В.Э. и С.Г.  нашли в этих заметках что-то ценное для себя.
  Два человека. И что важно, - из пишущей братии. ( см. pereplet.ru )

 Пару текстов, что привлекли внимание буквально недавно:
 
09 дек 2010.

  Хороший стих попался. Автор - Людмила Некрасовская. Родилась на о.Сахалин:

--
Снова снилась тайга.
 
Снова снились тайга, сахалинские пёстрые сопки,
Кисло-сладкая щедрость кровавых брусничных полян
И гурман-медвежонок, икру добывавший не робко
Там, где В РЕКИ, КАК В БАНКИ, КЕТУ СПРЕССОВАЛ ОКЕАН.

В сентябре берега опьяняли грибным ароматом,
Но ушли сейнера на путину, волну теребя.
Здравствуй, детство моё в островных бирюзовых закатах.
Здравствуй, каторжный край, ибо каторга – жить без тебя.

 ( Картинка живая: медвежонок лакомится икрой )

----------------

  10 дек 2010.

  А сейчас вспомнился такой эпизод. НИИ в Новосибирске. Тематика лаборатории связана с прогнозированием долговечности неких технических конструкций. В конце рабочего дня отмечается юбилей одной дамы. Принесли охапку сирени, прямо в купленном по случаю ведре.  И тут между третьим и четвёртым тостом звучит стишок с определённой каверзой, но вроде и беззлобный, дружески подтрунивающий над юбиляршей. Юбилярше - 50.  30 мая, конец мая :

        Сирень - на кичку, ветер - в спину!
        Весёлый май пришёл к концу,
        Слиняла жизни половина,
        Я долговечность прогнозю.

   ( И тут я понял. Что-то не так, юбилярша явно обиделась.
    Ну, что тут сделаешь. Текст речовки приятели оценили, как неплохой.
    Но, получается, что ранит иногда вроде бы невинный текст.   Такие дела. ТщательнЕй надо будет с юбилейной поэзией ).


 
       Новосибирск.  Л.Лисинкер  / 10 дек 2010 /