О птичках-бабочках, психоделических стихах и расш

Психоделика
_________О птичках, бабочках, психоделических стихах и расширении реальности_________


Я еду в машине, смотрю в окно и думаю о том, что за окном неповторимо  прозрачный осенний  день. Он не похож  ни на вчерашний, ни на позавчерашний. Не похож  ни блеском воды в лужах, ни узором листвы на  асфальте, ни тем как холодный  ветер  будет  развевать мои распущенные волосы, когда я выйду из машины.  Я отчетливо понимаю, что этот день не повторится никогда, так же, как не повторюсь я.  Завтра я буду другой. Может быть,  если я напишу  несколько строчек, и они будут настоящими,  мне удастся  вернуться в этот день, в эту минуту,  в это мгновение, вернуться  в себя и вспомнить стук своего сердца.  Но это будет возможно, если  я не солгу себе ни в одном  слове. И тогда подует этот ветер  и пойдет этот дождь.
И  ещё я думаю о том, что никто никогда  не увидит  этот день моими глазами. Даже если я возьму  камеру  и сниму  несколько кадров  и мне удастся  передать ощущение прозрачности  этого воздуха, кто-то другой  будет видеть его только своим зрением.
Все мы в какой-то степени  являемся черными ящиками. Что может видеть и как может судить сторонний наблюдатель о том, что происходит внутри, в таинственном мире души другого?  Мы  способны оценить только действия, только определенные моторные реакции, иногда изменения  ритма и тембра голоса.  Фактически,  если кто-то не захочет  поведать нам о том, что происходит у него внутри, не расскажет нам о движениях своей души, о сумме своих ощущений и переживаний, то нам останется удовольствоваться только своим личным опытом и переносить и проецировать свои ощущения и переживания на другого.

Мир можно разделить на постижимый и непостижимый, проявленный и непроявленный.Мир описанный нами и неописанный.  Глупо было бы отрицать, что за границами слов существует другой мир.   Обозначая что-то, вычленяя  отдельные элементы из того  целого, что существует, давая им определенные  названия, мы пытаемся упорядочить этот  мир, фиксировать его.   Это напоминает темную улицу, освещенную фонарями, вы бредете  от одного источника к света к другому, но промежутки между ними заполнены неназванным.  Все мы ограничены возможностями восприятия, но границы их индивидуальны и до определенной степени вариабельны, наблюдение и анализ способны в какой-то мере расширить эти границы.

Сначала мы видим мир глазами младенца, и этот мир для нас не разделен, поскольку предстает перед нами как сумма ощущений, как поток, как совокупность. Перестает ли небо быть небом, если вы не знаете его названия, перестают ли солнечные лучи падать на кожу, а муравьи ползти по древесной коре, перестают ли птицы щебетать от того, что вы не знаете что они – птицы?  Нет, не перестают.
Жизнь прекрасно обходится и без названий. Она остается запахом, звуком, цветом, теплом, едой, голодом, удовольствием, болью. Слова нужны людям для ориентации в пространстве и времени. Называние нужно для коммуникаций и воздействия на реальность.  Слова нужны тем, кто не имеет других  возможностей для передачи и  хранения информации.

Вы можете спросить: какое отношение имеет все вышесказанное  к пси стихам?  И я отвечу – самое непосредственное.
Если бы меня попросили дать определения пси стиха  - я бы сказала, что это ловушка для неуловимого. Не все обозначается  конкретными словами, есть   множество состояний настолько сложных и тонких  для которых слов в языке не существует. Язык  создавался в основном  для обозначения  предметов  и явлений  материального  мира. Для описания окружающего мира существуют тысячи слов, но как часто Вы останавливаетесь и  не можете найти точного названия для того что происходит внутри? Почему это происходит? Потому что внутренний мир подвижен, текуч, неуловим, неизмеряем и для описания того, что происходит внутри, нам приходится брать слова из мира наружного, искать подобия и аналогии. Мы можем сказать:  это похоже на это, или это подобно тому.  В любом случае нам придется потратить много слов, чтобы дать приблизительное описание. В моем понимании пси стих представляет собой некую объемную пространственную  фигуру, обладающую внутренней энергией и внутренним движением.  Что-то, заключенное в оболочку, из определенным образом сложенных  слов.
 
Движение почти всегда является характерной особенностью психоделического стиха.Именно оно делает пси стих  подвижным и обеспечивает этот трудноописуемый эффект неуловимости.  Фактически  движение в стихе  обеспечивает эффект in vivo.  Именно поэтому мы и сталкиваемся с такими трудностями в описании пси эффекта. Анализируя природу какого-либо вещества мы разлагаем его на составлющие,но затем, механически соединяя их, вряд ли мы сможем создать начальное  исходное вещество ( это возможно иногда в случае примитивных  соединений), но  невозможно в случае живой материи,  так как для того чтобы что-то стало живым необходимо полностью воссоздать структуру, воссоздать множество тончайших и точнейших соединений, скрепить  их на разных  уровнях.  ( Вот  почему так редки пси- стихи -  малейшие неточности и отклонения от внутренней логической ткани  стиха  не позволяют ему свернуться  в многомерную  структуру и организоваться  должным образом).
Вы можете более или менее точно  описать неподвижный  объект, можете  нанизать его на булавку и зарисовать, можете поместить под стеклышко  электронного микроскопа, но вы не сможете отобразить в точности полет бабочки или птицы – глаз может фиксировать только отдельные моменты, это связано с особенностями восприятия. Так в мультипликации  отдельные картинки складываются и дают ощущение движения.  В какой-то мере мы наблюдаем аналогичное и в стихах.
Существует  множество прекрасных  стихов, описывающих статичные  состояния, фиксирующих определенные моменты или картины,  и они могут  оказывать определенное  воздействие,  но это воздействие  не будет пси эффектом. Пси возможно лишь при наличии движения  внутри стиха.

В большинстве  своем пси стихи пишутся спонтанно, но для того чтобы автор зафиксировал некое состояние-ощущение-мысль пространство он должен сам в нем находится и  если ему удастся максимально точно отобразить это состояние читатель последует за ним, и окажется на несколько мгновений втянутым в пространство автора и будет двигаться вместе с ним.  Вы можете сказать, что нет отличия между стихом и стихом, обладающим пси эффектом, ведь и тот и другой могут задевать какие-либо эмоциональные струны, быть созвучными, содержать определенную информацию. С одной стороны да, а с другой- нет.  Тут оказывается важным не поиск соответствия и внутреннего согласия с автором, а именно совместное движение, которое на несколько мгновений становится не узнаванием, а переживанием, неким не  знанием, а опытом.

Мир это сумма всего, а наш опыт ограничен  и эмпиричен. Мы все по своей природе в чем-то схожи, но чем-то неуловимо различаемся, так же, как один цветок отличается от другого. Существуют иногда минимальные, а иногда весьма существенные различия между видением мира одним и другим человеком, между опытом одного и другого, между мыслями одного и другого.  И если Вы в какой-то момент имеете возможность взглянуть на мир чьими-то, а не своими глазами, ваш мир приобретает дополнительные краски и объем и, возможно, несколько меняется Ваш угол зрения и вы начинаете понимать, что мир может  быть увиден не так, как вы его видите, а несколько иначе.  Фактически это и является в каком-то смысле расширением личной реальности.

аюна