Школы поэтического мастерства...

Маргарита Жемчужина
Школы поэтического мастерства, основы стихосложения, интересные разборы стихов и кое-что о критике.

Проверка размера он-лайн: http://neogranka.ru/razmer_stiha.html

~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~

В качестве предисловия цитата.


«Нередко говорят, что поэтами рождаются и. следовательно, никакое обучение, никакие сознательные усилия не помогут человеку стать поэтом. Это и верно, и неверно.

Верно, потому, что, без сомнения, существуют определенные наследственные задатки, врожденные свойства высшей нервной деятельности и особенности чувственного восприятия, без которых человек вообще не сможет добиться значительных достижений в поэтическом творчестве, хотя в то же время он может стать, скажем, выдающимся ученым или великолепным мастером в области какого-либо практического труда, или блестящим политическим деятелем, или прекрасным педагогом и т. п.

Необходимые врожденные задатки поэтического дара имеет очень большое число людей. Рождение поэта совпадает по времени с рождением человека не как физического явления, а в целостном смысле слова. Поэт рождается в 20—30 лет или даже позже. Это зависит, между прочим, от характера исторической эпохи, от многих ее особенностей; люди (и поэты) в различные времена созревают в разном возрасте.
На каждый исторический период приходится, вероятно, более или менее равное число людей, способных стать большими поэтами. Но далеко не каждая эпоха является плодотворной почвой поэзии.

Уже из этого ясно, что нельзя просто «научиться» писать стихи... Впрочем, здесь мне могут напомнить одну широко известную статью, называющуюся «Как делать стихи». Ее написал Маяковский. И выражение «делать стихи» он употребляет буквально, в прямом смысле.
Он излагает правила, по которым делаются «крепкие», «настоящие» стихи. Более того, и по материалу, приводимому в этой статье Маяковским, и на основе изучения его черновиков, самого процесса сочинения, можно убедиться, что он действительно «делал» стихи, сознательно конструировал их.
Достаточно прочитать в статье «Как делать стихи» страницы, посвященные рифме, чтобы убедиться в этом. И очень многие люди, познакомившись со статьей Маяковского, приходят к выводу, что вполне можно выучиться «делать» настоящие стихи.
Как же быть с этим? Прежде всего, нельзя не отметить, что такие читатели явно упускают из виду крайне существенную оговорку Маяковского, сделанную в самом начале его статьи.
Вот что он пишет: «Очень решительно оговариваюсь: я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создает эти самые поэтические правила».
Это совершенно точно: Маяковский сам создает свои «правила», уместные и плодотворные только для его собственной поэзии. Эти правила — его открытие, его изобретение, его индивидуальные правила, которым не может следовать другой поэт, если он не хочет стать никому не нужным подражателем.
Более того, даже сам общий принцип «делания» стихов — это собственный принцип Маяковского.
Правда, его в той или иной степени разделяли некоторые близкие по своей манере Маяковскому поэты его времени — Асеев, Пастернак, Цветаева, Сельвинский, Кирсанов..

Чтобы человек мог создать настоящие стихи, необходимо особое состояние мира, поэтическая эпоха. Необходимо сложнейшее естественное формирование подлинно поэтической личности. Необходим весь тот огромный жизненный опыт, состоящий из бесконечной цепи впечатлений, который человек приобретает от рождения до зрелости и который включает в себя память прошлого, переживание настоящего, предчувствие будущего. Духовная жизнь всякого человека и, тем более, истинного поэта вбирает в себя не только непосредственно воспринятое, но и давний опыт своих близких, всего своего народа, целого человечества.»

Источник: http://stihi.ru/2006/10/29-479


~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~


ОСНОВЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ:

Учебник стихосложения Стихи.ру: http://www.stihi.ru/uchebnik/

Школа Поэтического Мастерства (много полезных статей):  http://stihi.ru/avtor/velstran3

Основы стихосложения ШПМ: http://www.stihi.ru/avtor/velstran3&book=2#2


Зачем она нужна читайте здесь (автор Антиквар): http://stihi.ru/2006/04/29-2047

Основы стихосложения Тимофея Бондаренко: http://stihi.ru/2003/10/08-128

Стихоремесленный Цех: http://stihi.ru/avtor/stihodelnya?book=1

Почитайте «Цеховую Библиотеку»: http://stihi.ru/avtor/stihodelnya&book=6#6

Очерки по теории и практике стихосложения автора Антиквар: http://stihi.ru/avtor/antikvarius

Школа Поэзии: http://stihi.ru/avtor/school2


~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~


РАЗБОРЫ И РАЗБОРКИ СТИХОВ (на счёт актуальности не уверена)


Прелестные Жы-Зо-Па Софьи Сладенько: http://www.stihi.ru/avtor/sladenko&book=19#19

Разборы Плохого Танцора: http://www.stihi.ru/avtor/dancer2&book=6#6

Разборки высокого полёта на БЛК (мой любимый сериал): http://www.stihi.ru/avtor/great1


~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~


КРИТИКА

О критике (что это такое и с чем её едят):

Автор Тамара Северцева: http://stihi.ru/avtor/tmrsvr

Плохой Танцор (у него на странице есть очень полезные ссылки): http://www.stihi.ru/2008/05/09/970

Статьи Школы Поэтического Мастерства: http://www.stihi.ru/avtor/velstran3&book=7#7


~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~


ИНСТРУКЦИИ ПО КОНСТРУИРОВАНИЮ СТИХОВ :)0(:

Автор Анна Шумейко: http://stihi.ru/2006/10/29-479

Автор Никому Не Говори: http://stihi.ru/2003/10/26-1103

Вредные советы поэтам. Как писать стихи: http://epygraph.ru/text1.php?id=11


Мои инструкции - в папке "Гуляя по стихи.ру"


~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~ ~*~


@MZ 2010. в ред. 2021