Содержание формы. Единственная возможность

Данилов Сергей Иванович
                «Интегрировать я научился, а дифференцировать умел всегда»

                (Лев Ландау (1908-1968))

                *
                «Форма существует только потому, что она всегда намеревается стать самим содержанием»

                *
                «Страх смерти берёт начало в нежелании перехода к аналоговому восприятию.
                Дигитальное мышление оставляет человека навсегда в рамках формы»


***

Предчувствие удовлетворения рождает образ формы.
Содержание – упакованная информация, невыраженный энергетически потенциал, тайна, раскрывающаяся в форме.
Но форма, воплотившись, делает содержание недоступным.
Она всячески дискредитирует содержание, стремясь занять его место.
Выраженное значимо в тех случаях, когда оно указывает на наличие содержания, но само не претендует на становление, а, скорее, стремится к исчезновению.
(Принцип Хокку и живописи Японии – только указание).

Воспринимающий может остановиться на форме и не двигаться дальше.
Что обычно и случается.
Это происходит в тех случаях, когда постижение полагается как предельное действие, то есть как обладание, как пользование и удовольствие.
Удовлетворение в таком контексте мыслится в обладании конкретной формой, выражающей образ предельного действия.

Содержание молчаливо.
Говорит форма, но всегда фальшиво и только неправду.

Форма есть ограниченная поверхность, наружность, пустое.
Форма – это даже отражение от ограниченной поверхности.

Все слова, к примеру, - формы.
«В начале было Слово» - безусловно, это так. Взгляд привлекается поверхностью.
Любое название – поверхность.
«И Слово было у Бога, и Слово было Бог» - а как же иначе?
(Хотя, в правильном переводе, – «ен архэ эн о логос каи о логос эн прос тон теон каи теос эн о логос» -  «в начале был logos»).
Попытки создания содержаний есть неизбежное создание форм и только форм.
Слово «Бог» – мертво и фальшиво изначально.

Примеры приводить нет смысла, потому что любое есть наглядный пример:

(«Victoire de Samothrace» или «Nike of Samothrace» - «Ника Самофракийская» - скульптура, находящаяся в Лувре, найдена на острове Самофрикия в 1863 году
и известна уже полтора века как символ победы, одержанной над флотом противника возле небольшого острова, и потому воздвигнутая около 190 года до н. э.,
на высокой скале, на постаменте в виде носа галеры.
Усилиями историков и культурологов была обусловлена ценность этой почти трёхметровой статуи, изображающей обезглавленное и безрукое тело
довольно грузной женщины с двумя огромными крыльями за спиною, напоминающие по форме голубиные.
По другой версии, скульптура находилась в месте проведения мистерий в честь кабиров – мифологических богов земли, плодородия, мореплавания и всего остального.
Если изначально скульптура имела голову и обе руки, которые держали штандарты победителя, то позже само время или люди отсекли обе руки, голову и одно крыло.
Искусствоведы и тут обосновали данное обстоятельство приданием особой выразительности «духу победы», который якобы символизирует статуя.
Реставраторы Лувра, однако, приставили правое крыло из гипса, посчитав, что «духу победы» всё же лучше быть симметричным.
Но Ника ли это, или вовсе не Ника, и чего она символ – остаётся только гадать или довериться уже известным интерпретациям.
А уж оценочная часть эстетики как самого изваяния так и сопутствующего ему мифа – дело совершенно гиблое).

Существует единственная возможность постичь содержание непосредственно, минуя форму, не замечая поверхности.
Эта возможность заключена в способности вслушиваться в звучание.
Звук – не форма.
Точнее говоря – звуковая волна есть аналоговое выражение содержания.
Источник звука – не поверхность, не форма, а содержание.

Возможность пребывания в состоянии одноволновости позволяет содержанию раскрываться, потому что отброшены все ограничения.
Отброшена форма.
Иными словами, содержание – это молчаливое аналоговое восприятие, раскрывающее самого воспринимающего.


*

5 апреля 2009 г.

***