Подборка 2010

Нина Лёзер
Кажется, без подборки стихотворений и мне не обойтись. В неё вошли не все стихотворения, написанные в 2010 году, а половина их или даже меньше.  Не могу сказать, по какому принципу их отбирала. Наверное, тем, которые представлены  здесь, просто больше повезло.


Ab ovo

Опять начало, новый вдох… „Ab ovo“*.
Из стен яйца, его надтреснув клювом,
Возникнуть может птица Рух, и тварь,
и Змей… там Леда, дочка и сестра,
Которой быть положено сестрою,
Снесёт яйцо, а после рухнет Троя,
Погибнет царь, но снова будет царь.
Пройдёт январь, опять придёт январь,
Ты побежишь заглядывать в словарь,
Его листая, выберешь „Ab ovo“,
С него начнёшь (вначале было слово).
И нет конца у этого яйца.
Но что за дело нам до словарей,
Из них любой давным-давно прочитан,
В году, в котором мало январей,
Растает снег по каплям, как и год...
…………
Но мой последний лист… пока что чист он.
С него и начинается блокнот…
..


* фразеологический оборот, обозначающий «от яйца» или «с самого начала». В сатирах Горация «ab ovo» буквально означает начинать рассказ от яйца Леды о Троянской войне «с яйца» близнецов, одним из которых была Елена — косвенная виновница войны.
.
http://stihi.ru/2010/01/18/2746

Если видится так

„Ве`рдо*“ воду не пью, – не спасает от склок или сплетен,
И „пурпу`ро*“ водой не лечусь, – как слеза солона.
И в снегу я не роюсь, чтоб яркий добыть семицветик,
Всё, что служит во благо другим, – бесполезное нам.

Я на праздник к тебе поспешу в чёрном маленьком платье,
Если чёрное лечит и если оно от Шанель.
Сваришь мне чёрный кофе, в нём кислый лимон будет плавать.
Вот и вся терапия… с куском рафинада на дне.

Не гонись за павлиньим пером, все усилия – даром.
Не гонись за цветным…чтоб ни пуха тебе, ни пера,
То есть будь жив-здоров. И создание пёстрое Ара
Рассмешит тебя, если не скажет, что попка – дурак.

Ты меня исцелишь, притворишься, что больше не взрослый,
Станешь снегом кидаться (не выдам тебя никому).
Пусть лекарством моим станет небо, и солнце, и воздух,
И мороз, полный снежной пыльцы, как искрящихся мух.

Стая чёрных ворон на ветвях побелённых, – красиво. 
Там не бархат с парчой, там всего лишь голодное „кар!“ 
И чуть-чуть синевы… и глаза отвечают „спасибо“,
Если видится всё, если видится так… без лекарств.


* Цветные воды („вердо“ - зелёная, „пурпуро“ - пурпурная, „амберо“- желтая и т.д.)  используются для лечения внутренних болезней.
Вода может быть заряжена определенным цветом путем ее обработки цветной лампой либо воздействием солнечных лучей на кусочек цветного стекла или пленки, прикрепленных на оконном стекле перед кувшином.
.
http://stihi.ru/2010/01/31/3496


Баллада о каменной чтице

Девушка каменная в парке читает книгу из камня,
в твёрдые знаки уткнулась каменными зрачками,
в гранит предмета вгрызаясь. Греческий, латынь ли?
Не спрашивайте у каменной, нет у каменной имени,
Нет первого, нет последнего, нет никакого отчества,
а у книги названья нет …и автора-переводчика.
А около те, что молоды, объятья расслабив тесные,
йогами изгибаются, мячик гоняют теннисный.
Юноши мимо трусцой бегут (не пыхтят папиросками).
И ей бы хотелось дружка иметь милого, отёсанного.
Той, что без визы, нации, без аттестата зрелости,
без пульса…плоти – но что-то мечтается ей…грезится.

В уме всё дробит, всё множит… тешится теоремами,
Einstein-ом* прозвана, потому и ни с кем она…
Зиждется на граните, (без крыши, стен) одна в парке,
а подле… после подснежников расцветут фиалки,
лилии раскроются, вниз слетят листья с ясеня,
с дуба – жёлуди… снег на голову, ничего не меняется.
Поворковав, упорхнут голуби …подсядут вороны,
прямолинейная, угловатая … не смотрит в сторону.
Революции, митинги, все общественные формации
претерпела, сидя смело в своём каменном платьице.
Взор устремив в листок, – верна осталась раскрытому,
знает, видать, теперь что-то такое, мной позабытое.

Девушка каменная в парке читает книгу из камня,
в твердые знаки уткнувшись каменными зрачками…


* Энштейн или один камень (нем.)

http://stihi.ru/2010/02/18/4886


Был день

.............„Был день прозрачен и просторен“

..............Римма Казакова


Был день прозрачен и просторен для тех, кто вычурных историй
от дня весеннего не ждал.
Коты сидели на заборе, а птицы, наклевавшись зёрен,
к тугим взлетали проводам.

Там, распустив свою весёлость, свистели, напрягая голос,
(хотя, скорее, голоса).
Их звонкий мир… неугомонный влиял на чувства и гормоны,
и каждый верил в чудеса.

На подоконниках белели перины. Ветер из постелей
несвежесть вытряхнул и грязь.
Хрустел под лёгким шагом щебень, верёвки от пустых качелей
перекрутились много раз…

Студент уселся под окошком, на пташек глядя и на кошек,
пытался выучить предмет.
Он верил пламенно в удачу. Как никогда был день прозрачен,
а на дорожке чёток след.
.
http://stihi.ru/2010/04/29/3245
……………………………………………………………………………….


Осколки ракушек и нежный песок

А лето всё медлит, ему невдомёк,
что мы, закрывая глаза, можем помнить
осколки ракушек и нежный песок,
и небо над пляжем нежнее, чем волны.
Ему безразлично, что ссора, что мир.
В часах его, видно, песок второсортный.
И если не в долг оно, – значит взаймы,
впритык и в обтяжку, как старые шорты.

А море зелёное (чай, не река)
как гроздь винограда, как зрелый плод киви,
там дни наугад или дни напрокат,
там конкурс на лучшее в мире бикини.
Там каждый, кто молод, с соседом в ладах,
у каждого много грошей и полушек.
И старцы сидят… не спешат никуда...
под ними песок и осколки ракушек.
.
http://stihi.ru/2010/06/04/107
………………………………………………………………………………………………..

Сон под музыку тропической ночи

Подушка горяча, и сон так чуток,
Как будто перепутал время суток,
Зато не перепутал тон и такт.
Кто автор, – тот ответит за аккорды!
Они текут внутри моей аорты
И жаждой полыхают на устах.
   
Тропическая* ночь, что гость незваный.
Симфония плетёт свои лианы
Во мне, вовне, – не опера, не джаз,
На волнорезе музыки и дрёмы…
В созвездиях очнувшихся черёмух
И в запахе акаций растворясь.
 
Мне слышатся то рондо, то чечётка.
Полёт шмеля подхватывают пчёлы,
А юноша напротив так красив,
Как девушка… почти. И я пьянею,
И кляксы нот блуждают по линейкам,
Так бесполезны, как некрепкий сидр.

Откинув простыню, не успокоюсь,
Меня как будто в ночь уносит поезд…
Всё главное, что было, – впереди.
По возрасту разложены игрушки…
На полках. И как ноты… по подушке
Рассыпались тугие бигуди…



*Если столбик термометра показывает ночью более, чем + 20° С, то такая ночь у метеорологов считается тропической.
.
http://stihi.ru/2010/07/21/3033
…………………………………………………………………………………………………………
Пастораль

Движением уверенной руки в рисунок превращается эскиз.
Художник в небеса макает кисть, чтоб синее отсвечивалось в лужах.
В том месте, где рассыплется жасмин, так просто стать цветами и детьми…
С ладони резвых пони покормить и голубей воркующих подслушать.

Бежит олень, показывая зад, за бабочкой несётся стрекоза.
Сейчас протру я сонные глаза, – увижу белок средь пушистых елей.
Из дерева мой дом, и стул, и шкаф… живу я здесь всегда, живу в веках.
Пасу я с хворостинкою в руках… всё то, что мы с тобой ещё не съели.

Не натюрморт – а просто пастораль*, идиллия с утра и до утра,
на нашем языке – обычный рай (плывут барашки в небе белым стадом).
Не требую светлиц, хором, палат, и ты меня назад не отсылай.
Сейчас я здесь, но я уже была…была в том месте, что зовётся адом.


*Пастора`ль — (фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь
.
http://stihi.ru/2010/08/28/2793
……………………………………………………………………………………………….

Татарский столик

Был стол не узок, не широк 
для ног, зажатых под столом.
Трепал салфетки ветерок,
гонимый солью и теплом.
Прошедший множество дорог,
он тоже был доволен тем,
что стол не узок, не широк 
для плеч, запястий и локтей.

А над столом кружил комар,
садился нагло на лаваш.
Со всех сторон был стол так мал,
что плов стекал за рукава:
румяный лук, чеснок, морковь
и жир, расплавленный в крупе.
Желудку – праздник да любовь,
о них романс хотелось петь.

Запахло пловом на земле
из всех углов, из дальних недр,
но строгий голос повелел:
„Не пой, красавица, при мне!
Не пой, но пей полезный чай
и чаем сердце успокой.
Удобней просто помолчать
гостям, сидящим босиком."
.
http://stihi.ru/2010/09/11/2697
…………………………………………………………………………

Египетское

… Ищу проводника!
До дыр подошвы стёрты
в стране, где всем к лицу цвет кремня и песка,
где всё весной цветёт оранжево и жёлто,
а самый главный Бог, наверное, лукав,
как боги всех времён и всех других народов
и прочих всех племён, исчезнувших в веках.
Страшись же, люд простой! Склоняйся – тих и робок …
пред силой неземной…
………………….(Ищу проводника).
Смышлёный проводник – полезным занят делом.
Один из двух богов придуман был не зря.
Тот*- Бог, и счетовод, и птах с не птичьим телом,
с линейкою в руках, чтоб души измерять…
Как зверо-человек и Бог с лицом шакальим*
что мудр и справедлив… надсмотрщик над людьми,
что души на весы кладёт (не в рай, – так в ад им)
и пух сдувает сам с обломков пирамид.
Сон фараонов свят. Душа ли – пух лебяжий?
Один в ней нёс брильянт, другой – булыжник нёс.
Не раз по воле их за мёртвым плыл скорбящий
по траурной реке в ночное лоно звёзд.
И с помощью богов был лёгок путь по Нилу
усопшего душе в платках и в черепках,
был рядом проводник, и
………………….. я не говорила всего лишь час назад:
…………………………….„Ищу проводника!“

.

*Ану`бис (греч.), Инпу (др. егип.) — божество Древнего Египта с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир.  Египетский Бог Тот считается изобретателем мерной линейки и измеряемого времени. Боги Тот и Анубис взвешивали душу-сознание умершего на весах.

……………………………………
http://stihi.ru/2010/09/18/1804
……………………………………………………………………………………………………..
Вязальщица

Наш дом не знает бурь, пригож на вид, и как в немом кино, в застывшем кадре
Здесь нет звонков, нет скрипа половиц…спокоен пульс. Нам доктор об инфаркте
Всё рассказал, что всем пора бы знать. Ни сахара велел не есть, ни соли.
Пораньше приказал ложиться спать и отменил зарю. Не светят зори

В том месте, где малиновый закат так воспалённо жгуч, как вирус кори.
Где под мостом, звеня, течёт река, и можно жить не в мире и не в ссоре,
И тишина... и кажется, что здесь ни разу не рыдали и не пели.
А я вяжу носки (купила шерсть) кручу крючком и вслух считаю петли.

Друзья, не бойтесь, я ещё до ста… до тысячи считать не разучилась.
Шаги считая, я бы до моста дойти сумела, я б хотела через
Него пройти, не напрягая мозг, счёт не сводя со счётом беспрестанно.
Друзья, не бойтесь, я на этот мост шагну, но не затем, чтоб в воду кануть.
.
http://stihi.ru/2010/10/07/380
…………………………………………………………………………………………………
Бисквитная битва между Большими гонками


………………………………………………………  Памяти Тони Кёртиса


Старался уберечь кондитер плоды трудов своих от порчи: 
белков, желтков и углеводов ошеломляющую пышность.
Хотите вы иль не хотите, комедиант гримасу скорчил
над всем съедобным, что за рамки своей обыденности вышло.

Так вознесясь над прочей пищей, в себя вбирая свет и воздух,
пленяли торты всё пространство, как заблудившиеся нимбы.
Они помчались по орбитам, непредсказуемы, как звёзды,
благоухая марципанно, клубнично, розово, ванильно.

И торт, – сплошное предвкушенье на пике славы и в зените
(её) – в лицо и в темя целясь, всё сокрушал как астероид.
А что не шлёпалось о стену, – ловил на грудь свою кондитер,
предвосхищая каплю крема на яркой личности героя.

Шатался принц, но был доволен, – он обнаружил ром в бисквите,
а журналистка в сладком креме моргала глазом липко-чёрным.
Все забавлялись словно дети, никто не мог остановить их
и путь постичь неуловимый продуктов новоиспеченных.

Герой в своём костюме белом был до смешного незапятнан,
но оплеухой был увенчан... была одна, – зато какая!
На фоне светло-карамельном, на фоне тёмно-шоколадном
игриво, пафосно и дерзко крем падал долу и… не таял.
 
                *
Серьёзный, что до слёз серьёзен, готов был вылезти из кожи:
„Ну, что за пошлость разыграли, вошли во вкус… с ногами влезли!
Кто сердцеед, тот как охотник сластёной быть совсем не должен. “
Но он остался тем и этим и стал для всех Великим Лесли.
.
http://stihi.ru/2010/10/12/2926
…………………………………………………………………………………………………..

Короткое осеннее

Упали в озеро каштаны
и диких уток распугали.
Совсем негаданно - нежданно
вода задвигалась кругами.
Мы отражались в ней, колеблясь,
танцуя средь багровых листьев,
переливаясь цветом неба,
в нём расширяясь будто в линзах
и прорастая вглубь зелёных
ветвей, - меж палевых и красных.
Вода бурлила как в Мальстрёме,
известном всем и всем опасном.
Вода нас делала кривыми,
теряла нас в рябинках пёстрых,
и будто не было прививки,
что нас могла б спасти от оспы.
.
http://stihi.ru/2010/10/18/2703
…………………………………………………………………………………………………….
Сумерки меняют очертанья

глазам не верю
и смотрю сквозь пальцы
живя на ощупь
сумерки лелея
в них так легко
совсем не отвлекаться
и не жалеть о том
о чём жалеют
ещё не темнота
но только тайна
которая без солнца
незаметна
её настигнет мир
без очертаний
в котором нет ни саженей
ни метров
где силуэты
корчатся уныло
как бедняки
живущие без премий
и прошлое
ещё не наступило
но стало
предсказуемым на время.
.
http://stihi.ru/2010/10/24/3197
……………………………………………………………………………………
Ворон

Отрывается жизнь
от графика,
как прицеп от состава скорого.
На столе друзей
фотографии, –
точно зернышки перед вороном.

Очень странное время –
ещё светло,
но по сумеркам ворон каркает.
Прилетит черноклювый, –
ударит в лоб.
Поминай потом с хлебом, с чаркою.

Ворон – вор, уворует
все те слова,
что моими считались издавна…
А горбушку водой
ты не запивай,
не в воде прописные истины.
.
http://stihi.ru/2010/12/01/2629
…………………………………………………………………………………………………..

Кошачье чёрное

кошачья чернота чердачного оттенка,
ни искорки кругом, ни пятнышка вокруг.
поймай и замуруй её в четыре стенки,
дикарку замуруй в Малевича дыру.

в квадрате черноты сидят четыре мыши,
стерильные зверьки… и все белы как снег,
кошачья тьма придёт и каждую оближет,
всех сразу поглотит, а… может быть… и нет.

забудь, что кошка здесь, и страх исчезнет тоже,
а если не исчез, - гони его взашей.
в кромешной темноте, придуманной для кошек,
естественна боязнь не кошек, а мышей.
.
http://stihi.ru/2010/12/23/21