In Beer We Trust

Георгий Арустамьян
"In Beer We Trust, или Во что ещё, кроме пива, верят чехи"

Вообще, чехи не религиозные люди. Это может показаться странным, если принять во внимание огромное количество костёлов и церквей в самой Чехии и обострённую религиозность соседних Словакии и Польши. В соответствии с недавними социальными исследованиями, 33% опрашиваемых чехов считают себя "религиозными", 40% представились "атеистами", а оставшееся меньшинство назвало себя "истинными верующими". Статус самой не религиозной страны Европы сыскала себе именно Чехия. Здесь, в основном, религиозные памятники - предметы старины и искусства, но не поклонения, а религиозные праздники - традиционные способы просто повеселиться и отдохнуть вместе с друзьями. В то же время, и памятники, и праздники служат хорошей приманкой для туристов и, как следствие, хорошей прибавкой к бюджету страны и отдельных её граждан. Нельзя сказать, что в других странах дела обстоят как-то принципиально иначе, но всё же ироническое и панибратское отношение к религии в Чехии чувствуется особенно сильно.
   Тем не менее, так было не всегда. Ранние славяне-солнцепоклонники были, в современном понимании, язычниками, хотя уже в 863-ем году княжеская династия Пршемыслов способствовала принятию христианства на территории всей Великой Моравской империи. Странствующие проповедники, также хорошо известные и в России, Кирилл и Мефодий были первыми, кто начал целенаправленно знакомить тогдашнюю власть с христианским учением и склонять её к принятию новой религии. Их миссия увенчалась успехом, что повлекло за собой большие политические и экономические выгоды для Богемского государства. Княгиня Людмила, первой принявшая христианство, привела к нему и своего внука - первого православного князя Вацлава I, ставшего после трагической гибели святым великомучеником и небесным покровителем всего чешского народа. Но вместе со вступлением Богемии во владения Священной Римской Империи, православие стало отходить на второй план, и католическая церковь стала играть ведущую роль в землях, перешедших от славянских Пршемыслов к кельтским Люксембургам. И хотя великий император XIV века, Карл IV, проявлял не скрываемый интерес и участие в сферах астрологии и алхимии, он не мог, будучи ещё и императором Рима, не ставить во главу угла католические устои. Пражские же архиепископы играли не последнюю роль в развитии европейских внутренних и внешних связей. Будучи особо приближёнными императоров и авторитетнейшими политиками, они короновали чешских королей, были их первыми советниками и веками служили ревностными участниками и свидетелями церковных деяний на земле.
   Однако раздел сфер деятельности и имущества между церковью и государством начался уже в XV веке. Это было время активных чешских выступлений против Римской Католической Церкви. Она правила во всей Европе в течение всего средневековья, но к началу XV века в Богемии начались массовые народные волнения из-за проведения нелепых религиозных реформ и скандалов, связанных с церковной коррупцией. В тот период деятельность первого ректора Карлова Университета, Яна Гуса, значительно способствовала развитию протестантства. А религиозные войны, начавшиеся после гибели главного идеолога на костре церковной инквизиции, навсегда разделили чешских католиков и протестантов.
   К тому же в Чехии во все времена было больше алхимии, нежели религиозности. И этому постоянно способствовали и давали подпитку своим интересом разные яркие личности, восходившие на чешский престол. После Карла IV Люксембургского, в конце XVI - начале XVII вв. чешских алхимиков и астрономов начал поддерживать Рудольф II Габсбургский. Он был довольно экстравагантным и неординарным человеком, что очень нравилось свободным и ищущим личностям и абсолютно не принималось воинствующими церковными консерваторами. Рудольфа II погубила его же собственная эксцентричная натура, и, казалось бы, всё должно было наладиться в религиозном стане государственности, но пришедший в конце XVIII века император Йозеф II издал манифест о веротерпимости, чем опять серьёзно обидел властвующих церковников.
   И так, переживая многолетние религиозные войны и реформы, прихоти императоров и нападки протестантов, романский католицизм всё больше и больше терял свой авторитет, а с ним и силы удерживать свои прежние позиции. Он был сильно связан с Австрийским империализмом, правящий в Европе с XVII века, а тот в свою очередь к XIX веку прямо на глазах начал терять свою власть над чешскими землями, в которых очень активно развивались идеи национального самосознания, возрождения родного языка и народных традиций.
   Ну, а после Первой Мировой войны, в 1918-ом году, став республиканцами под предводительством президента Томаша Гаррига Масарика, чехословацкие граждане не были особо заняты религиозной стороной развития своего нового государства. А потом началась Вторая Мировая война. И уже после её окончания, при коммунистическом правлении, о развитии и, тем более, воссоздании чешской религиозности не могло быть и речи. И даже была проведена знаменитая "Операция К", в ходе которой 14 апреля 1950-го года практически за одну ночь на территории всей Чехословацкой республики были закрыты все известные соборы, церкви и монастыри. И в течение следующей декады "Научный атеизм" стал обязательным предметом для изучения в прогрессивной системе образования молодого социалистического государства. В самом же Советском Союзе, например, не было таких радикальных мер, хотя во время больших церковных праздников по телевидению транслировались особо развлекательные программы с привкусом запретных плодов - лишь бы молодёжь не ходила в церкви, у которых в свою очередь уже дежурили работники карательных органов. После, правда, пришлось в срочном порядке ту же порционную английскую и американскую рок-музыку активно заменять итальянской и французской эстрадой. Что тоже, в общем-то, у властей не плохо получилось. И чехословацкие социалисты во времена уже более-менее либерального правления использовали те же методы.
   В пост-бархатно-революционный период во всех пост-гранитно-советских странах начали, как грибы после дождя, появляться наравне с традиционными верованиями и альтернативные религиозные культы и секты: сайентологи и кришнаиты, сторонники "экзистенционализма" и фанаты "сетевого маркетинга". Через открытые границы хлынула американская волна пресловутых "свидетелей Иеговых", чьи чешские (и даже русские) представители на улицах Праги активно агитируют жителей и гостей столицы "пробудиться" под чутким взором "сторожевой башни".
   Вновь вышел из подполья иудаизм. Прага всегда считалась главным еврейским городом Европы. Еврейские поселения официально были зарегистрированы в Праге ещё в конце X века, и к началу XVIII века иудеи составляли уже четверть пражского населения.
   В десяти основных пражских районах расположено 107 католических церквей, 60 протестантских и 8 синагог. Православие, конечно же, исторически так и не смогло стать одной из ведущих религий Чехии, но всё же есть три наиболее известных прихода, которые были основаны русскими переселенцами разных лет. Два в Праге - на территории Российского Посольства и на Ольшанском кладбище, и один в Карловых Варах. Но в Праге есть ещё два крупных чешских храма, где проходят православные богослужения наравне с католическими, - это кафедральный собор Кирилла и Мефодия (рядом с Карловой площадью) и церковь Святого Микулаша (на Старомнестской площади в самом центре города).
   В процентном соотношении население Чехии, считающее себя приверженцами какой-либо веры, выглядит так: при наличии 40% атеистов, о которых уже писалось выше, 39% чешских граждан - католики, 5% - протестанты, 3% - православные, 13% - представители других конфессий. На самом деле, немного сомнительно выглядит не большая цифра, характеризующая долю протестантов, но так говорит официальная статистика.
   Число чехов, в наши дни посещающих действующие церкви, очень мало, и подавляющее большинство их - пожилые люди. Службы в крупных костёлах сейчас ведутся, в основном, для соблюдения церковных канонов и для постоянных прихожан, паломников и туристов. Традиции массовых посещений соборов в Чехии, по всей видимости, безвозвратно утеряны. Зато очень развита система оказания услуг по проведению церемонии венчания для иностранных молодожёнов. Это и понятно, ведь многие приезжие пары руководствуются тем, что таким образом соединяется воедино и довольно дешёвый обряд венчания в одном из самых красивых городов мира, и проведение здесь же "медового месяца".
   Современные чехи, в основе своей, агностики, предпочитающие независимые взгляды на вопросы религии и философии и держащиеся собственных народных традиций. А кроме пражского статуса "Европейской столицы чёрной магии", сам чешский народ до сих пор считается "Европейским королём чёрного юмора" - при таких достижениях, вряд ли можно говорить о повышенной религиозности в республике. Мировоззрение большинства людей весьма прагматично, и чехов скорее могут заинтересовать аспекты "эзотерики", нежели теологии. Хотя это не мешает их государству, в общем, и каждой семье, в частности, нормально существовать и развиваться, и традиционно радостно и пышно отмечать праздники Рождества и Пасхи. В конце концов, так ли это уже важно в начале XXI века, кто в какой храм ходит и ходит ли, вообще, - "главное, чтобы человек был хороший". А любое национальное застолье с божественным чешским пивом может без особого труда сдружить представителей любых религиозных течений. Ну, и на здоровье!