Наталья Бондарева. Служу Отечеству

Наталья Бондарева-Болдык 2
 
Служу Отечеству.

"Здесь кругом стоят дозоры, здесь туманы в полземли...".
Когда в Новороссийск пришло письмо от командования ОГВ
(объединенной группировки войск в Чеченской республике) с
просьбой командировать творческую группу-дуэт "Акцент" для
выступлений в частях, гарнизонах и госпитале, культурное
руководство города не проявило по этому поводу ни малейшего
энтузиазма. Было выражено сомнение в профессионализме коллектива,
мол, он не может являться творческим лицом Новороссийска. Что
касается материальной стороны дела, то начальник управления
культуры Тамара Полевая в открытую заявила: идите по частникам,
предпринимателям, хоть по кафешкам, просите, может, вам и дадут
наличкой. Взявшая на себя роль директора концертной бригады,
специалист городского Дворца культуры Ирина Аджигитова пошла по
людям. И объясняла каждому, что деньги нужны только на дорогу до
Ханкалы и обратно, что сами ребята будут выступать бесплатно. Их
семеро. Тех, кто понял. Зинаида Мартынова, (магазин "Беларусь"),
Анатолий Кияненко (ООО "Глобаль"), предприниматель Геннадий
Башкатов, Алексей Полаухин (магазин "Милано"), Андрей Москаленко
(типография "Вариант"), Галина Андреева (магазин "Фаворит"), Юрий
Бекрин (председатель Союза строительных компаний, депутат
городской Думы).
Так в Чечне оказались Наталья Бондарева и Александр Болдык.
Наташа пишет стихи. Саша выбирает и к каким-то пишет музыку.
Получаются песни. Песни о том, чего, казалось бы, они не должны
знать. Об Афганистане, Дагестане, Чечне. Как большинство
провинциальных артистов - они бедны. Аппаратуру в поездку брали в
аренду. Родной ГДК помочь не захотел: "вдруг вы там погибнете, а
кто нам в этом случае ревербератор вернет?".
... В Чечне из одного населенного пункта в другой можно
добраться только "вертушками". Так добирались из Моздока в
Ханкалу, так летели в Шали, Урус-Мартан, Грозный, Беслан.
Теперь-то уж ребята точно знают, что "коровы" летают, и зачастую
в сопровождении двух "крокодилов". Так в военном обиходе называют
разные типы вертолетов.
В военном городке Ханкала уже были наслышаны о приезде
артистов из Новороссийска. В предпраздничный день на плацу
собрались, кажется, все, кто не был в нарядах.
Это единственный концерт, который Наталья вела с "высоты" - были поставлены под брезент два "Урала".
Потом она просила командиров, чтобы не было
никаких возвышений и, чтобы бойцы стояли не по периметру плаца, а
были рядом - ей важно видеть их глаза.
На третьей песне, как на третьем тосте - вставали, вспыхивали
зажигалки. Они вспоминали ушедших. Песню о маме многие слушали,
закрыв глаза. И передавались через сотни рук сотни записок с
просьбой персонально поздравить, к примеру, разведроту или
ракетчиков. Наши, кубанцы, прислали пачку краснодарской
"Примы"... А в тетради писали об удивительном голосе Наташи, о
проникновенности, о душевном тепле, о своих воспоминаниях,
признавались в любви, жаловались на то, что долго нет писем из
дома...
За все время существования военного городка в Ханкале, а уж
тем более в Богом забытом Шали, наши ребята были первой
концертной бригадой.
Нет, раз в году сюда приезжают столичные артисты. Вот и 23 - в
праздник - выступали "Русское радио", от пошлых шуток которых
краснели боевые офицеры, слегка трезвый Валдис Пельш с попытками
загадать мелодии, и одетая в некоторых местах Татьяна Овсиенко,
спевшая несколько песенок под "плюсовку" (т.е. под "фанеру").
Дальше гарнизонного асфальта они не делают ни единого шага. В
этот день наши Саша и Наташа вместе с генералом Трошевым и
президентом Ичкерии Ахмадом Кадыровым ездили по маленьким
заставам. Пели для тех восьми-десяти человек, которые собирались
возле окопа. Которые просто уже отвыкли от того, что могут быть
другие звуки кроме грохота "САУшек", взрывов фугасов... Один из
них потом сказал: "Я после этого концерта теперь любой срок
дотяну"...
Десять концертов за неделю. Каждый в среднем по два часа. Та
же Овсиенко на офицерском вечере подошла к Наташе, поклонилась ей
и сказала: "Я бы сроду не смогла вот так, на эмоциях, живьем,
таким чудным голосом...".
...Из Шали ребята прилетели почти в восемь вечера. Их
попросили спеть для группировки МВД - рано утром следующего дня
многие уходили в горы на спецоперацию. Отказать им было
невозможно... Концерт закончился во втором часу ночи.
Возвращались молча. Понимали, что для многих этот концерт может
быть последним в жизни...
Журналисты придумали образ - "горячая точка", политики
стыдливо укрывают ситуацию за невыговариваемыми эвфемизмами типа
"контртеррористическая деятельность", "восстановление
конституционного порядка на территории ЧР"... Идет война. Не
такая как первая чеченская. Сейчас это минно-фугасная и
подло-провокационная. И лживая. В ночь с 22 на 23 февраля в
госпиталь привезли три "двухсотых" (одного вынесли чуть позже из
реанимационной палаты), пятерых - "груз триста", операции шли без
передышки. Трое были на ИВЛ (аппарат искусственной вентиляции
легких). В программе "Вести" РТР в этот день в репортаже было
сказано, что "тяжелых больных в госпитале нет"... В тот день
Наташа написала стихотворение.
Белый мрамор залит кровью,
Топот ног, носилки, стон.
Чей-то тельник в изголовье,
А в ушах предсмертный звон...
Бэтээры - пыль и копоть.
В карауле - у дверей -
Санитаров быстрый шепот:
-На второй этаж! Скорей!
Приказала Мать-Отчизна.
Дан приказ, так выполняй.
И идут во имя жизни.
С поля боя прямо в рай.
-Мама, мама, где ты, мама? -
Рвется тоненькая нить...
Но врачи твердят упрямо:
-Крепкий парень, будет жить!..
Ханкала, Моздок, Борзой,
Новогрозненск и Шали -
Здесь кругом стоят дозоры,
Здесь туманы в полземли.
Пацана скосила пуля,
Четверых унес фугас...
Ночь пришла и все уснуло -
Замер Северный Кавказ.
Это госпиталь Ханкалы.
Это каторжный труд врачей.
Это жизнь на конце иглы,
Это долгая скорбь ночей...
Дуэт "Акцент" привез домой многочисленные грамоты командования
ОГВ. С гордостью они носят нагрудные знаки "За верность долгу",
врученные им на чеченской земле... Впереди слет городов-героев.
Они вновь будут открывать его гимном, который сочинили сами, и
который признан официальным. Впереди - многое. Но навсегда теперь
останутся в их памяти глаза тех, перед кем они выступали на
войне. Их приглашали приезжать еще и еще... Только теперь они не
будут обращаться в управление культуры. Видимо, понятия о чести и
долге артиста у них не совпадают с чиновничьими. Зато одинаковы
с теми, кто идет в бой.

Людмила Бойко