памяти жертв армянских погромов в баку 13-19. 01

Лес Густой
сегодня на главной странице
стихотворение  амирама григорова

http://www.stihi.ru/2010/11/11/3419

с невероятной силы строчками



Ты скажешь "мугам", а слышно "погром, погром"
Не ешь и не пей, а шепчи на своём арго
"Не прячь ничего, не  надо пустых затей
Ведь вещи переживают своих людей"

...
И пальцы худы у ветра, и ты, дрожа,
Запомнил своих соседей лишь по ножам

Теперь от жара теки, от мороза млей,
Ведь ты остаёшься вечным в своей земле,
Как от сверчка остаётся его шесток
И от сапожника имя и молоток

*

...
вот эта вот простая и как бы беспристрастная реплика в конце первой строфы
"вещи переживают своих людей" здесь звучит громче набата

ибо речь о том что "вещи переживают своих людей" не просто так
а потому что чужие люди убивают хозяев этих вещей

и летят  в тартарарЫ все лживые причитания апологетов резни и погрома
жертвой которых становится  в баку  простой  армянский сапожник
герой стихотворени григорова
который "запомнил своих соседей лишь по ножам"

а ведь это память  об армянских погромах в баку и в 1905-м
и в 1918-м ив 1990-м годах!!!

за один век в этом якобы самом "дружелюбном" городе мира
трижды вспыхивала резня и шли многодневные погромы
но до сих пор в баку нет ни одно памятника
жетвам ...тогда как погромщиков
чтут
и мифологизируют

http://www.stihi.ru/2010/01/19/7457

слепой азерб.поэт сожалеет о "цвете бакинской молодёже"
которая мешала войти в баку союзным войскам с целью остановить резню
теперь эти защитники прав озверевшей  толпы на погромный триумф
и случайные жертвы сопутствующих перестрелок погромщиков с войсками
возведены в ранг героев

а могилы жертв погромов - спрятаны подальше от людских глаз
или вообще уничтожены с целью скрыть следы злодеяния
следы  бакинского акта геноцида армян

последняя строфа стихотворения амирама григорова - самая сильная
я не буду здесь писать про мороз по коже или ком в горле
в ком сердце есть тот сам всё ощутит

Теперь от жАра текИ, от морОза млей,
Ведь ты остаёшься вечным в своей землЕ,
Как от сверчкА остаётся его шестОк
И от сапОжника имя и молотОк

...я лишь расставил ударения в стихах
для тех кто стал забывать или никогда не знал русский язык

есть русская поговорка - "всяк сверчок - знай свой шесток"
так вот по словам автора - армяне и были в баку таким  "сверчком"
несмотря на мнимое равенство прав - именно армяне ощущали на себе
дискриминацию по национальному признаку со стороны азербайджанских шовинистов

и именно армян при первой же возможности резнёй и погромами изгнали из баку
с апшерона и из всего азербайджана

армян не спасло даже смирение (знай свой шесток)
их имущество было разграблено - дома заняты а выжившие спаслись бегством 
остался только шесток от сверчка и память о его мирных песнях из тесного угла

Как от сверчкА остаётся его шестОк
И от сапОжника имя и молотОк


... ни целого народа численностью в треть миллиона
... ни горожан живших в баку не один век и строивших его
... ни старого доброго сапожника уничтоженного ордой громил
вместе с его сапожной будкой

как звали этого сапожника - акоп? саркис? баграт? ашот?
...прочитайте его имя на ручке молотка который  с остальными трофеями
скорей всего всё ещё хранится сегодня в домах мародёров победителей
которые до сих пор не осуждены и считаются в баку героями
и борцами за "независмость"

слава богу
что есть и остальной мир
который больше согласен с поэтом и его стихами
чем  с апологией резни и грабежа после триумфа которой

остаются не только имена жертв
а сами жертвы "... остаются вечными в своей  земле"

остаётся и память людская и скорбь, коими и продиктованы строки
этого не только высокоожудожественного но и 
высоконравственного стихотворения
бывшего бакинца и замечательного поэта
амирама григорова




на фото - памятный крест на армянском кладбище в москве
он поставлен в память об  армянах чьи могилы остались в баку
чтобы их роодственники не имеющие возможности посетить эти могилы
могли почтить  память почивших у этого креста