Историю, как сказку вам-два... к 22 июня

Анатолий Артюшкин
ИСТОРИЮ, КАК СКАЗКУ ВАМ Я НЫНЧЕ РАССКАЖУ...
            
                И сказка продолжается,
                А в ней о том, как девочка
                С мальчишой повстречается-
                Открытья станут делаться.


                ГЛОСЕННАУ,
               
                ИЛИ

СКАЗОЧНАЯ ИСТОРИЯ ПРО ВЛЮБЛЁННОГО В НАУКУ ГАДКОГО УТЁНКА,

С СУДЬБОЙ ОЛОВЯННОГО СОЛДАТИКА, РАССКАЗАННАЯ К 205-ЛЕТИЮ

СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ГАНСА ХРИСТИАНА АНДЕРСЕНА И К 65-ЛЕТИЮ      

                ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ.

                Тем, кто дерзнул не казаться, а быть,
                Против течения  бурного плыть.

                Не приспособлены ещё наши глаза,
                чтобы разглядеть всю красоту мироздания, 
                но когда-нибудь мы этого достигнем.
                И это будет всем сказкам сказка, потому что
                она будет про нас самих.
                "Жаба". Г.Х. Андерсен.

                -Как печально!- сказал розовый куст
                -А я хотел бы, да не могу замкнуться в себе.    
                У меня всё прорывается наружу, прорывается розами.
                "Улитка и роза". Г.Х.. Андерсен.
   
 Полумесяц "зацепился"          Кружок с ниточкой                Расколотый грецкий
      за ковшик.                внутри.                орех   


     Интересно, о чём эта история с таким замысловатым названием? Что значит этот дорожный знак внутри грецкого ореха? А полумесяц? Что, ему захотелось воды?- такими или подобными вопросами, наверное, задастся читатель теперь уже ХХI века, когда и если сказочная быль будет: а- дописана, б- опубликована, в- прочитана.
     Когда же это случится, у читателя возникнет иллюзия, что автор- великий выдумщик и всё описанное произошло в придуманном им параллельном мире, а не в Баку и в Вязьме Смоленской области, которые иначе  стали бы, пусть  на время, культурными столицами мира- столько здесь было сделано и описано научных открытий, сочинено мелодий и поэтических строк, прозы- рукопись "О науке с Искусством, с истоков.." авторский сериал "Письмо века на стыке тысячелетий", 40 на порядка 600стр., художественных находок- "Пушкинская галерея" на стенах бакинского метро в публикациях в "Вяземском вестнике" и "Авоське".
     Конечно, это только присказка, а об орешке с ковшиком мы поговорим попозже и даже рифмованно. Сейчас же вместе попытаемся предугадать ход событий, если бы не россиянин, а, скажем, англичанин, столько же открыл, изобрёл, сочинил, написал.
     Не ислючено, что тогда сценаристы всего мира начали бы осваивать фантастическую ситуацию, чтобы первыми получить "Оскара" или пальмовую ветвь. Композиторы с интересом бы и удовольствием приступили бы к аранжировке мелодий и тем, счёт которых подошёл к 3 тыс, и к 16 из которых  педагог и музыковед В.Н. Кузнецова как-то написала восторженные отзывы. Не отстали бы от них и художники, ринувшись выискивать в его 1800 текстах на стихи.ру  признаки художественного восприятия и отражения мира, настаивая в коллективных посланиях в адрес ЮНЕСКО о необходимости восстановить по опубликованным описаниям открытую им  и разрушенную временем Пушкинскую галерею на стене одной из станций бакинского метро.
     Не остался бы равнодушным к научным новинкам и учёный мир- ведь каждое достижение здесь можно использовать в любой стране, как это случилось с пенициллином, для более гармоничного общения с Природой, для улучшения качества жизни.
     Вот теперь вы, уважаемый читатель, думается, легко разгадали замысловатое начало сказочной истории- ГЛОбальная СЕНсация НАУки.
     Узнав, что с использованием микроорганизмов получены удивительные результаты, студенты Оксфорда и научных центров биологического профиля воспроизвели бы их и Англия ещё бы на одном направлении стала лидером.
     Россия же традиционно остаётся страной ФНПР- страной Фантастически Непредсказуемого Прошлого России, где к новому, чего ни коснись, относятся с подозрением, а его носителей в лучшем случае, как данный, не замечают и где от ума одно горе. Здесь и Сократ не одолеет бюрократа, Пушкиных на пушечный выстрел не допустят ко двору, Высоцких унижают, Чижевских уничижают, Цветаевым не дают расцвесть. Жжёновых высылают ещё и на мороз, Сахаровых- в несладкий город, а Богатырёвых, как метко подметил Н. Михалков, полюбят после.
     Вот почему остаётся только надеяться, что сказочную историю мою опубликуют, эксперименты успешно воспроизведут и тогда...
     "Такого в истории Цивилизации ещё не бывало!"- запестрят заголовки мировых изданий. "Россия так богата талантами, что позволяет себе их не замечать". "Спонтанным может быть не только деление атомного ядра, но и творчество, когда концентрация интеллекта в отдельно взятой голове достигакет критического уровня, что приводит к взрыву привычных представлений"- напишут склонные к эссеистике и афоризмам журналисты.
      "Будет справедливо,- заявят, объединившись видные учёные мира, убедившись в реальном существовании удивительных кривых и узнав, что его письмами с просьбами содействовать прогрессу заполнены архивы многих академий, если сказителя выдвинуть номинантом как в столетней давности случае с академиком И. Павловым, на Нобелевскую премию по физиологии. К ним присоединятся и другие учёные, которым было известно, какие ответы он получал на просьбы о сотрудничестве. Москва- отсутствие вакантных мест, Пущино- отсутствие лимита на прописку, как и в Киеве. Самый смешной ответ пришёл из Академии наук Молдавии- "Молдавии фенолы не угрожают".
     А теперь ступим на почву реальности и узнаем, какой смысл вложил автор в избражения ковша, дорожного знака и расколотого ореха.
     В попытке догадаться, о чём далее пойдёт речь будут правы те читатели, кто решит, что полумесяц и ковш автор избрал для обозначения Вселенной.
     Кто из нас, взирая в летнюю ночь на небо, усыпанное сверкающими звёздами, не приходит в восторг от такого зрелища! Кто не мчался ввысь, в звёздный мир мысленно: а есть там жизнь? Летом 1987 года в пос. Туркяны, что под Баку, пришли ко мне вот эти строчки:
 
     Туман, что молоко-
     В нём тонут даже звёзды,
     Но мысли мчат легко
     Меня в манящий мир.

     Узнать, есть Разум там,
     Есть винограда гроздья,
     Царит там доброта,
     Иль холод правит пир?

     Да ВСЕЛЕННАЯ- это ЧУДО! Она расширяется, всё мчится с огромными скоростями, но более 2 тыс. лет назад Архимед любовался таким же ковшом Большой Медведицы, как и мы сегодня.

     Ночь. Полумесяц-пастух
     Небес стережёт покой,
     Тишина, лишь сердца стук,
     Звезда вон- достань рукой.

     Ты стоишь, заворожен,
     Вон ковш- напейся воды,
     Как прекрасно мир сложен!
     Как сказочен путь звезды!

     А жизнь? Жизнь- не меньшее чудо, хочется думать, на единственной во Вселенной голубой планете, возникшая благодаря редчайшему и счастливому совпадению множества благоприятных условий. И первыми миллиарды лет назад освоили нашу планету невидимки- микробы, которых на 1 мм, если их "усадить" бочком друг к другу, разместится целая тысяча.
     Так вот, для обозначения микробов очень подходит дорожный знак с палочкой-ниточкой внутри. Во-первых кружком можно можно условно обозначить клеточную стенку микробов или бактерий, кому как больше нравится. Во-вторых, палочка-нить внутри-это нить жизни, молекула ДНК, которая определяет, быть ей бактерии круглой или палочкой, опасной для нас , или полезной, блестящей в массе себе подобных, шереховатой, или даже флюоресцирующей. Ещё удивительней будет узнать, что длина этой молекулы ДНК, замкнутой в кольцо, тоже равна примерно...1мм. И, наконец, по кругу осуществляется цикл реакций, кстати как и у человека, благодаря которым микробы получают блоки для построения своего тела и энергию.
     Вселенную и мир микробов однажды я объединил вот такими строчками:
    
     Два мира линзы открыли для глаз,
     Один- в прострах Вселенной,
     Другой- он вокруг, он в каждом из нас,
     Мир Космоса и мир тленный.

     А теперь мы подошли к настоящему чуду, напишем его большими буквами- ЧЕЛОВЕК. Человек разумный. Да, это мы с вами, и каждый из нас уникален, наделён такими способностями и талантами, что мы теперь смотрим на мир  из Космоса, а не из глубины пещер.
     Благодаря нашим извилинам, так похожим на ореховые, мы пришли, вернее приехали  от колеса к лимузину, от наскальных изображений и берестяных грамот  к Моне Лизе и к "Евгению Онегину", от янтаря к Интернету.
    
     Ты раздвигаешь занавес веков,
     И разрываешьгруз земных оков,
     Ты в космос выше, вглубь Земли проник,
     О, Человек! Насколько ж ты велик!

     Согласитесь, что из всех видов творчества, этого движителя Колесницы цивилизации, наивысшим является Спонтанное творчество, когда научные открытия, вечные мелодии и полотна, в плен берущие строчки, появляются будто сами собой, без нашего желания, бессознательно. Что играет в проявлении феноменальных способностей большую роль- гены, труолюбие в триаде "труд-творчество талнт" или воздействие электричества (вариант- мама в детстве уронила) остаётся загадкой человеческого Я.
     Прибегнув к афористичной манере изложения, можно сказать, что Спорт, Наука и Искусство, эти разнородные формы привлечения и проявления человеческого Я, сливаются в одну, достигаемым в них совершенством- Тела, Души и Мысли, а наука имеет перед спортом важное преимущество:

     Коль речь, о важном повести,
     О достиженьях говорить,
     Их в спорте можно превзойти,
     В науке ж только повторить.

     Вот и завершается присказка. Сама же сказка будет удивительной не только по форме и содержанию. Она даст возможность студентам-биологам повторить открытия автора, и тогда статус автора повысится с нулевой отметки.
     Сказка будет построена по рецепту кулинарного искусства, поскольку, как в рулете, содержательные слои, научные, поэтические, музыкальные, будут пропитаны, пронизаны воспоминаниями детских лет. Если признать, что жизнь каждого из нас, по сравнению с вечностью мгновение, думается будет оправдано отразить жизнь автора в творческом ракурсе, чередуя в каждом из шестнадцати мгновений воспоминания военной поры, прогнозом лет на 50 судьбы его научных открытий, отражённых также в поэтической форме и отзывом на его музыкальные экзирсизы музыковеда и педагога В.Н. Кузнецовой, которой автор выражает искреннюю благодарность.
 
  Иллюстрация- картинка с Интернета.