Спаситель. Быль. Катастрофы

Любовь Селезнева
                Участники этой истории- мой сын, мой родной дядя с женою.

  Их было трое. Они долго стояли у вагона, прощаясь. Жали друг другу руки, обнимались и целовались. Он желал им счастливого пути, а они всё не хотели заходить в вагон.
- Оль, ну ты иди в купе, там ведь вещи без присмотра, -  в который раз Семён Иванович посылал Ольгу Константиновну в вагон. - А я еще постою с Сашей. 
Маленькая, полная, как кубышка, вся беленькая и кудрявенькая, как одуванчик, жена этого большого и полного мужчины никак не хотела расставаться с гостеприимным и улыбчивым парнем.

- Да я тоже хочу подышать свежим воздухом, в купе так душно, - нашла она новый аргумент, чтобы ее минутку пообщать с Сашей. Но суровый муж настоял на своём, подсадил её на высокие ступеньки и словно девчонку, слегка шлёпнул по мягкому месту.

- Вот коза, ты дывысь, мужа не слухаеться… Я шо сказав?!. Иды! Мы тут побалакаемо!
А она всё стояла на ступеньках, смотрела на Сашу и в глазах её плескались ласковые слёзы нежности.

- Сашенька, ну, дай я тебя ще разочек поцилую и тоди пиду у вагон! - По-Ростовски мягко выговаривала она почти с Одесским акцентом.И протянула парню свои малюсенькие пальчики.

- Ой, теть Оль! Упадёте! – запрыгнул он на ступеньку и обнял мягонькую тётушку, расцеловал.  И всё красиво и белозубо ей улыбался, приглашая в гости еще и еще раз.

- Пассажирский поезд номер 211 Новосибирск - Адлер отправляется с третьего пути.
Провожающих просим покинуть вагоны. Отъезжающим счастливого пути!
 
  Дядя и племянник  снова и снова жали друг другу руки, благодарили, целовались, долго стояли обнявшись, пока мимо не поплыли вагоны. Дядя грузно шагнул сразу на вторую ступеньку и замахал рукою Саше. Тётя Оля тоже- она так и осталась в тамбуре.  Саша шёл у вагона, махал им рукою, что-то говорил. Наконец, поезд набрал скорость и парень быстренько засеменил по ступенькам виадука к машине. «Ну, слава Богу, проводил! Фух!» -перевел он дух и поехал на своём «Москвиче» домой.

   Тем временем его дядя и тётя в купе переоделись в трико, разместили на столике  ложки, кружки, салфетки и газеты. Развесили свои полотенца и одежду. Сидели в ожидании проводника - надо было получить постельное бельё. Проводник находился в конце вагона, собирая билеты. Наконец, пришёл и к ним.

- Ваши билетики? Куда едем?- приветливо обратился он.

- В Ростов- батюшку, - роясь в карманах, ответил Семен Иванович.- Оля, ты не знаешь, куда я билеты задевал?

- Ой, не бачила, не знаю, - виновато ответила она. - Може в чемодане.

- Да не, я вроде в карман пиджака их клав… Ну, дывысь у чемодани, шо-то в карманах их нема.

   Проводник терпеливо ждал результатов поиска, но они ничем не увенчались.

- Как же так, без билетов? Без билетов нельзя! – строго сказал он.- Ладно, вы пока ищите, а я дальше пойду. – И прошёл в соседнее купе.

   Сколько ни искали супруги билеты, а их нигде не было.

- Что же делать? Куда они могли деться?- сокрушался Семен Иванович.

- Ну, что нашли? –  снова подошёл к ним проводник.

- Да нет…- растерянно пробормотал пассажир. – Нигде нет, вот оказия-то… Я же точно помню, что положил их в кармашек пиджака.

- Понятно…- многозначительно протянул проводник. – Но без билетов я вас не имею права везти.

- Может, мы заплатим вам стоимость билетов?- предложил расстроенный ветеран войны.

- Что вы? Какая плата? У меня в купе сидит контролёр и бригадир поезда…

- Ну, мы заплатим больше стоимости- канючил Семен Иванович.
- Нет, нет, что вы! Не положено!

- Что же нам возвращаться за билетами, что ли? Может, на другой станции купим новые?

- Другая станция будет через два часа, и там поезд стоит полторы минуты, вы не успеете.
 Меня же премии лишат, вы это понимаете?

  В это время подошли бригадир поезда и главный контролер. Начался торг. Но вердикт был один- собирайте вещи и на следующей станции выходите!

    Пожилой паре ничего не оставалось делать, как собраться и выйти из вагона. Им даже помогли.

   Расстроенные неудачники поплелись на вокзал какого-то полустанка, долго ждали электричку, затем более двух часов добирались до Кургана. На вокзале пришлось брать такси, чтобы доехать до племянника. Таксист запросил неимоверную цену, пришлось соглашаться, так как пустынная вечерняя улица ничего другого им предложить не могла. Подъехали, а у племянника дома никого не оказалось. Сердитые, голодные и злые супруги разругались. Тетя плакала, от расстройства у неё поднялось давление. Лекарства пришлось долго искать, ибо в поисках билетов они перерыли все вещи и перепутали их места.

   Наконец, поздней ночью из театра возвратились хозяева квартиры, под дверью которых расположились на чемоданах гости. Они очень удивились, что те вернулись. Саша был при майорских погонах, молодой, красивый, улыбчивый, гладко выбрит. Но при виде вернувшихся гостей сник, сразу начал обследовать свои карманы и кармашки и в одном из них обнаружил пропавшие билеты…

  Нельзя передать смущение  и неловкость виноватого молодого человека, его извинения, но гости приняли всё это молча.

   По сути, дядя Сеня приходился им дедом, так как был братом Сашиной покойной бабушки Евдокии Ивановны. Но он называл их по имени и отчеству, или тётей и дядей, чтобы не подчёркивать  преклонный возраст званием деда и бабули. Брат с женою гостил у сестёр и племянников в Караганде, и как всегда, по возвращению заехал к гостеприимному внуку в Курган. Собственно, они там и не гостили вовсе, а  были на поминках старшей сестры,тоже Евдокии Ивановны- у них в семье было три родных сестры Евдокии. По церковному календарю все родились в разные годы, но в один месяц -  в марте в аккурат на Евдокию, и их поп окрестил Евдокиями.  Умерла сестра полгода назад. Помянули, поехали до Кургана. И вот такая неприятная история…

   После позднего обильного ужина, на котором Семен Иванович хорошенько отчитал внука за забывчивость, им всем плохо спалось. А утром Саша отвёз их на вокзал и сам лично в руки вручил билеты проводнику. Прощание было более чем холодным. Дядя был сердит до самого Ростова.  Но вскоре супруг успокоился. Только очень удивился, что их везли по незнакомой ветке мимо Уфы.

Старичок и в Ростове возмущался, рассказывая дочерям причину опоздания на юбилей:
- Ну, надо же, такой молодой, бравый офицер и такая дурная память-билеты он в кармане, видишь ли, забыл… Заставил нас жариться на такой жаре, переться на такси за бешеные деньги, чтобы потом 2 часа сидеть под его дверьми…Ну, и молодёжь пошла!.. – ворчал он до тех пор, пока не услышал в «Новостях» известие о небывалой катастрофе под Уфой.

Что-что, а новости Семен Иванович никогда не пропускал, а тут приморился на июньской жаре и проспал самую главную, не вник со сна и пошёл дальше похрапывать. Но вдруг его  как кто с постели подбросил- поезд 211, Новосибирск- Адлер и 212 – Адлер Новосибирск взорвались под Улу-Теляком, в 120 км от Уфы… Именно в ночь с третьего на четвёртое июня, именно того поезда, из которого их так позорно высадили, как безбилетных зайцев…

   Ростовцы жадно слушали подробности той страшной катастрофы, от которой на голове шевелились волосы и мороз пробегал по всему телу.

- Эта катастрофа остается самой крупной в мире, произошедшей на сухопутном транспорте.  Напомним, что в ночь с 3 на 4 июня на 1710-м километре перегона Улу-Теляк – Аша произошел взрыв из-за утечки газа на магистрали Западная Сибирь – Урал – Поволжье. Авария произошла в тот момент, когда рядом проезжали два пассажирских поезда: 211-й и 212-й, один возвращался с черноморского курорта Адлер в Новосибирск, другой ехал из Сибири на Черное море. – вещало радио  всего мира на всех волнах.

- Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России и СССР ж. д. катастрофа, произошедшая 4 июня (3 июня по московскому времени) 1989 года в Иглинском районе Башкирской АССР в 11 км от города Аша (Челябинская область) на перегоне Аша — Улу-Теляк. В момент прохождения двух пассажирских поездов № 211 «Новосибирск-Адлер» и № 212 «Адлер-Новосибирск» произошёл мощный взрыв облака лёгких углеводородов, образовавшегося в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь—Урал—Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), 181 из них — дети, ранены более 600 - вещало  телевидение всего мира на всех каналах. Об этом же писали и все газеты и журналы.

    - Боже, какое счастье, что нас высадили из этого поезда и мы остались живы!- обнявшись, как никогда, в слезах радости целовали друг друга в миг помирившиеся супруги.

Жутко, невозможно жутко и страшно было смотреть на искорёженные вагоны, горевший  на 10 км лес, тем более на раскинутые вокруг фрагменты человеческих тел. Санитарных машин и просто машин собралась масса. Пожарники с вертолётов тушили леса, медики и добровольцы носили и возили пострадавших.

Тысячи и тысячи людей откликнулись на эту беду, а несчётное количество верующих всего мира лавиной кинулись в храмы, чтобы поставить свечи во здравие раненых и за упокой погибших. 

В храм пошли и Семен Иванович с Ольгой Константиновной. Помолились о здоровье больных, со слезами на глазах поставили свечи о усопших. А ещё по свечке поставили во здравие своего спасителя Саши.

И нет смысла описывать звонки в Курган из Ростова, чтобы передать все эмоции благодарности Саше за забывчивость. Ведь они могли быть там сгоревшими или искалеченными инвалидами, пережившими небывалую в мире катастрофу. А Саша своей забывчивостью спас их.

- Спаситель ты наш! – наперебой кричали они в телефонную трубку благодарности Саше.

                Послесловие

Так что, ничего в этом мире нет случайного. Что с нами происходит, наверное, так и должно быть – не надо сердиться, если опоздали на какой-то вид транспорта, или что-то другое запланированное сорвалось: возможно, вас ангел уберёг от какой-то беды, как однажды меня.

   ...Я очень спешила собрать детей в школу на утренник. Бежала на автобусную остановку не глядя на дорогу- успеть бы вот хотя б на этот ПАЗик, тогда доеду вовремя. Мой переполненный автобус ушёл из-под самого носа, а в ПАЗик невозможно было протиснуться. Хотя можно было, но шофёр быстро закрыл дверь, чуть не прищемив мне голову. Я яростно застучала кулаком по двери, показывая водителю на часы- мол, возьми, я же опаздываю! Но ПАЗик лишь обдал меня клубами газа и укатил. Около получаса я нервно топталась на остановке, замёрзла от пронизывающего ветра. Явно опоздала. Дети волнуются,  утренник начнётся без них…

   Наконец, подъехал переполненный автобус. Еле втиснулась и была этому так рада!

 Но моя радость вскоре сменилась ужасом увиденной картины: тот ПАЗик, в который я так яростно спешила, весь измятый и красный от крови был перевёрнут далеко за ж.д. переездом.

Изогнутые при торможении рельсы вздыбились бубликами. 

Мы выскочили из автобуса и кинулись извлекать из искорёженной машины раненых. 

Ни одного целого пассажира!...

Все инвалиды без рук, без ног, без голов…

Шедший на большой скорости толкач на переезде буквально подмял под себя маленький автобусик и тащил его, кувыркая, метров 50, пока не остановился…

  Через несколько дней весь город пришёл проводить в последний путь жертв этой катастрофы. Закрытые 11 гробов. Рёв родственников. Плач толпы. Чёрные ленты. Венки...

   С того жуткого случая я стала спокойно переносить неудачи непопадания в транспорт. Как бы ни спешила… Значит, так и надо….


                * * *
                Заключение.
                Подробности катастрофы взяты из Интернета:

                Происшествие

   На трубе продуктопровода «Западная Сибирь—Урал—Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 м. Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 метрах от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, перегон Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 километрах от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР.

   Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления[3]. В результате этих действий через почти двухметровую трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов, которые скопились в низине в виде «газового озера». Возгорание газовой смеси могло произойти от случайной искры или сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда.

   Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.
4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени (3 июня в 23:15 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар.

   В поездах № 211 «Новосибирск—Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер—Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад. Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным 573 человека погибло (по другим данным 645), 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших — 181.
                Объёмный взрыв

   Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 250—300 тонн тринитротолуола[4]. По другим оценкам,[5] мощность объёмного взрыва могла доходить до 12 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (16 килотонн)[6]. Имеются утверждения, что взрыв вызвал срабатывание сигнала тревоги системы противовоздушной обороны североамериканского континента (НОРАД)[7].

   Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

                Трубопровод

   Строительство нефтепровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» диаметром 720 мм и длиной 1852 км было санкционировано постановлением Совета Министров СССР № 20451 от 19 января 1981 г. и поручено Миннефтепрому и Мингазстрою. Согласно постановлению, первая очередь нефтепровода должна была быть введена в строй в 1983—1984 гг., но руководство Миннефтепрома приняло решение перепрофилировать уже почти готовый нефтепровод в продуктопровод. Пришлось срочно внести в первоначальный проект изменения, связанные с особыми требованиями безопасной транспортировки сжиженного газа. Техническими правилами запрещено транспортировать сжиженный газ под давлением по трубопроводам диаметром свыше 400 мм, однако при перепрофилировании это требование было проигнорировано.
Трасса продуктопровода в 14 местах пересекала железные дороги, в том числе, в четырёх местах — электрифицированные. Среди них — трансконтинентальная магистраль «Москва—Новосибирск—Владивосток» с большим грузопотоком. Трасса продуктопровода на протяжении 273 км опасно сближалась (ближе чем на 1 км) с железными дорогами, а также проходила близко к уральским городам Миньяр, Златоуст и Кропачёво.
В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 годы на продуктопроводе произошло 50 крупных аварий и отказов, не приведших, однако, к человеческим жертвам.
После аварии под Ашой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

                Версии аварии

   Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.
По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микросвищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

   При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.
Существует также версия[источник не указан 83 дня], что взрыв мог быть результатом диверсии. О возможности такой диверсии свидетельствует книга[8] Томаса Рида — бывшего главкома ВВС США, входившего при Рейгане в состав Совета национальной безопасности США. В книге описывается операция ЦРУ США по взрыву газопровода в СССР.

                Последствия

   Председателем комиссии по расследованию Уфимского взрыва был назначен заместитель Председателя Совета Министров СССР Г. Г. Ведерников.
Шесть лет продолжалось судебное разбирательство, было предъявлено обвинение девяти должностным лицам, двое из них подлежали амнистии. Среди остальных — начальник СМУ треста «Нефтепроводмонтаж», прорабы, другие конкретные исполнители. Обвинения предъявлялись по статье 215, часть II Уголовного кодекса РСФСР. Максимальная мера наказания — пять лет лишения свободы.

   Была создана Ассоциация пострадавших и родственников погибших под Ашой.
В 1992 году на месте трагедии был сооружён восьмиметровый мемориал. Ежегодно у памятника жертвам катастрофы проходят траурные митинги.

   В 2009 году в Пассажирском вагонном депо станции Новосибирск Главный в день двадцатилетия трагедии открыт памятник жертвам катастрофы.
В 2004 году по заданию ОАО «Газпром» была разработана и прошла ведомственные испытания система контроля переходов магистральных трубопроводов через дороги, предназначенная для мониторинга показателей безопасности переходов. С 2005 года данными системами ведётся планомерное оснащение наиболее ответственных переходов магистральных газопроводов через дороги.

                Свидетельства очевидцев

Геннадий Верзян, житель Аши (11 километров от взрыва):

-  Во втором часу ночи по местному времени со стороны Башкирии взметнулось яркое зарево. Столб огня взлетел вверх на сотни метров, затем докатилась взрывная волна. От грохота в некоторых домах вылетели стёкла.

Светлана Шевченко, завуч по учебно-воспитательной работе школы 107

- Мальчишки наши в ту ночь не спали. Это был первый вечер, они шутили, болтали. Наша учительница Ирина Михайловна Стрельникова как раз обходила вагон и сказала: «Ребята, уже час ночи, а вы всё не спите…». А они на третьих полках разместились, им всем хотелось в одном купе ехать. Когда грохнуло, крышу снесло — их выбросило. Это их и спасло.

Алексей Годок, в 1989 году первый заместитель начальника пассажирской службы Южно-Уральской железной дороги:

- Когда мы облетали место аварии, было такое впечатление, что напалм какой-то прошёл. От деревьев остались чёрные колья, как будто их ободрали от корня до верхушки. Вагоны были разбросаны, раскиданы

Надо же такому случиться — поезд, который шёл из Новосибирска, на 7 минут опаздывал. Пройди он вовремя или встреться они в другом месте — ничего бы не случилось. Трагедия в чём — в момент встречи от торможения одного из составов прошла искра, там в низинке скопился газ и произошёл мгновенный взрыв. Рок есть рок. И безалаберность наша, конечно…

Я работал на месте аварии, вместе с КГБ и военными, изучали причины катастрофы. Уже к концу дня, 5 июня, мы знали, что это никакая не диверсия, это дикая случайность…

Действительно, запах газа чувствовали и жители близлежащей деревеньки, и наши машинисты… Как показала проверка, скопление газа шло там в течение 20-25 дней. И все это время там шли поезда!

Что касается продуктопровода, выяснилось, что там не велось никакого контроля, несмотря на то, что соответствующие службы обязаны регулярно следить за состоянием трубы. После этой катастрофы появилась инструкция для всех наших машинистов: почувствовав запах газа — тут же предупреждать и прекращать движение поездов, до выяснения обстоятельств. Нужен был такой страшный урок...

Владислав Загребенко, в 1989 году — врач-реаниматолог областной клинической больницы:

- В семь утра мы вылетели с первым вертолетом. Часа три летели. Куда садиться, вообще не знали. Посадили около поездов. Сверху я видел (рисует) вот такой четко очерченный круг диаметром примерно с километр, и торчат чёрные обрубки сосен, как спички. Вокруг тайга. Лежат вагоны, изогнутые бананообразно. Там вертолётов, как мух. Сотни. Ни больных, ни трупов к тому времени не осталось. Военные идеально поработали: эвакуировали людей, трупы увезли, погасили огонь.

Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, не очень живых, вообще неживых. В темноте же грузили. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненых — 100 процентов ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному тяжёлому будешь помогать, ты потеряешь двадцать.

   Особо хочу сказать об ашинцах. У каждого больного дежурил доброволец, сестёр же столько не наберёшь, и ещё была очередь, чтобы занять это место. Они тащили котлеты, картошку, всё, что раненые просили… Известно, что этим больным нужно много пить. Но такого количества компотов я представить себе не мог: все подоконники были уставлены, весь пол. Площадь перед корпусом была заполнена волонтёрами. Вся Аша поднялась на помощь.

Салават Абдулин, отец погибшей под Ашой Лены Абдулиной, сопредседатель Ассоциации родственников погибших и пострадавших под Ашой:

- Была там одна девочка. По возрасту похожа на мою дочь. Головы не было, только два зуба снизу торчали. Чёрная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног не было по самое туловище. А телом похожа была. Я потом корил себя, можно было и по группе крови узнать, и по ключице, она в детстве ломала… В том состоянии до меня это не дошло. А может, это она была… Неопознанных «фрагментов» людей осталось очень много.

                Следствие

     Следствие по этому делу вела союзная прокуратура, с самого начала следствие вышло на очень важные персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями, на Донгаряна, заместителя министра нефтяной промышленности, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Я видел этот документ за его подписью. Раньше был вертолёт, который облетал всю трассу, его тоже отменили. Был обходчик — убрали и обходчика, тоже из экономии. А потом следствие почему-то переключилось на строителей: это они неправильно смонтировали, они во всём виноваты. Строило этот продуктопровод уфимское управление «Нефтепроводмонтаж». Поначалу привлекли руководителей, а потом амнистировали, поскольку они орденоносцы, и они проходили только как свидетели. А обвиняли во всём 7 человек: начальника участка, прораба… «Стрелочников», в общем...

             17.01.2011 г