Читая Джойса

Михаил Тихов
Что? Невесомость слова, дыхание ветра, легкость памяти, движение мысли, неожиданный поворот сюжета. Тяжесть тела, разгоряченный воображением жар встречи, статичность деталей, развилка переплета. Быстро, переходы от черного шрифта к смутности тени, ускользающий свет вечером. Час тайного.

Воспоминание узнавания. Неприятие, переходящее в интерес к чуждому, инородному. Бег наперегонки, кто успел. Проигравший выигрывает. Свобода это ошибка расхождения в пространстве, совпадения зашифрованы так тщательно, что превращаются в обратное самим себе – закономерности. Следовательно, законы случайны? Не важно, в закрытое окно проникает последний шум нижней улицы, система замкнута и самодостаточна. Больше двоих – толпа, меньше нас – мир.

Суета магазинов, шваброй по полу – не пройти, соседство Шекспира с Чосером – стихи, проза от Беды и Гальфрида через Мэлори творит историю, Свифт и Дефо истории пишут, Кэрролл забирается в зазеркалье, Моэм – театр, Оруэлл - страну Мора. Круг замыкается, там тоже пишут стихи, которые никто не знает. Настал век прозы, мы последние, крепость ты, я случайно забредший путник. Впрочем, этого вполне достаточно, когда заходит солнце, ничего не купив, можно уйти.

Тишина поет в голове древнюю песнь. Город растворяется в сумерках, огромное скрывается – того, что не вижу, не существует, закрываю глаза – остается одна каждой черточкой в памяти, высокое зажигает огоньки, дневное умирает, приходит незабываемое. Интонация говорит, взгляд бездонен, по страницам рассыпались волосы, ариадновы нити. Только мы. Сыграем еще раз? С богом, в бога?

Перерождение. Торопится некуда, у тебя впереди вечность, у меня только ты, читаемая каждый раз заново, белые листы успевают за ночь осыпаться буквами и набрать новые – возможно сон, в котором рука дотягивается и раскрывает нужную страницу.